ОКБ им. Ильюшина Ил-102
Тяжёлый штурмовик
Штурмовик Ил-102 совершил свой первый полет в 1982 г. Новый самолет
прошел государственные испытания, однако решение о серийном производстве
принято не было. В серию был запущен штурмовик ОКБ им. П. О. Сухого
Су-25. В 1992 г. Ил-102 экспонировался на Российской авиакосмический
выставке "Моcаэрошоу-92” и был предложен на продажу представителя м
зарубежных стран. Штурмовик Ил-102 является дальнейшим развитием первого
советского штурмовика с ТРД Ил-40, созданного в 1953 г.
Ил-102 выполнен по нормальной аэродинамической схеме с
низкорасположенным стреловидным крылом. Сохранены особенности компоновки
самолета Ил-40: экипаж, состоящий из 2-х человек, топливные баки и два
двигателя размещены в центральной части вблизи центра масс самолета, что
позволило уменьшить площадь бронирования и улучшить маневренные
качества штурмовика. Крыло самолета имеет относительно толстый профиль,
позволяющий разместить в его корневой части 6 бомбовых отсеков.
Крыльевые законцовки отогнуты вниз, в их торцевых частях предусмотрено
место для установки блока выброса "АВТОМАТ-Ф” с ИК ловушками и
дипольными отражателями. Стреловидный киль с развитым форкилем снабжен
рулем направления. Фюзеляж имеет характерный "горб”, в котором
расположены кабины летчика, стрелка, часть БРЭО и топливные баки. В
хвостовой части по бокам фюзеляжа установлены два аэродинамических
тормоза. Передняя и задняя кабины имеют плоские бронестекла.
Трехстоечное шасси обеспечивает возможность эксплуатации самолета с грунтовых ВПП, способных выдержать давление 5 кг/см2.
Топливо размещается в 6 протектированных баках, расположенных в
центральной части фюзеляжа и защищенных броней. На двух подфюзеляжных
узлах внешней подвески могут подвешиваться два ПТБ по 800 литров.
Силовая установка состоит из двух нефорсажных ДТРД (вариант двигателей,
установленных на истребителе МиГ-29). Предполагается применение реверса и
системы отклонения вектора тяги. В кабине летчика установлен
коллиматорный прицел С-17БЦ, предусмотрена возможность применения
радиоприцела и оптикоэлектронных прицельных систем. Стрелок оснащен
прицельной системой КПС-53-А, включающей прицел ПАУ-475-2М с оптическим
дальномером и вычислителем. Самолет оборудован катапультируемыми
креслами К-3бА.
Перед Су-25 имеет следующие преймущества - большая в 1,5 раза макс
боевая нагрузка, несколько большая скорость, больший радиус действия. По
маневренности при норм взлетной массе не уступает, т к его двигатели
мощнее, а нагрузка на крыло меньше.
Перед А-10 - намного большая скорость, намного большая
тяговооруженность, при сопоставимой нагрузке на крыло и радиусе
действия, отсюда намного лучшие ВПХ и маневренность.
Кроме того, изначально Су-25 и А-10 разрабатывались как одноместные. Но
современные опто-эелектронные системы требуют оператора, 2 члена
экипажа, который на Ил-102 был с самого начала. 2-х местные варианты
Су-25 и А-10 имею, есессвено, худшие ТТД по сравнению с базовыми.
Тактико-технические характеристики штурмовика Ил-102:
Размах крыла - 16,9 м
Длина самолета - 22,0 м
Высота самолета - 5,08 м
Площадь крыла - 63,5 кв.м
Масса, кг
- пустого самолета - 13000
- нормальная взлетная - 18000
- максимальная взлетная - 22000
Топливо
- внутреннее - 4000 кг
- в ПТБ - 2 х 800 л
Тип двигателя - 2 ДТРД РД-33И
Тяга нефорсированная - 2 х 5500 кгс
Максимальная скорость - 1100 км/ч
Крейсерская скорость - 950 км/ч
Практическая дальность - 3000 км
Боевой радиус действия - 400-500 км
Практический потолок - 9600 м
Экипаж - 2 чел
Вооружение: 1 поворотная в вертикальной плоскости сдвоенная 30-мм пушка
9А-4071К (500 снарядов, 1500 выстр/мин), 2 х 23-мм ГШ-2-23 в подвижной
установке в хвосте (60 снарядов, 2400-3200 выстр/мин). Боевая нагрузка -
7250 кг на 16 узлах подвески (включая 6 отсеков в крыле на бомбы до 250
кг). УР "воздух-воздух" Р-60М,Р-73, УР "воздух-земля"
Х-23,Х-25,Х-29,Х-58. HУРСы всех калибров, бомбы всякие, в т.ч.
корректируемые, до 500 кг, пушечные контейнеры (УАК-23-250,СППУ-1-23).