ОКБ им. Ильюшина ДБ-3
Дальний бомбардировщик
ДБ-3 (ДБ-3Б, ЦКБ-30) - дальний бомбардировщик. Опытный экземпляр
назывался ЦКБ-30, другой номер ДБ-3 сохранялся в 1936 - 1938 гг. С 1938
г. самолеты типа 1936 г. для отличия от последующих модификаций стали
называть ДБ-3Б. О конструкции самолета ДБ-3б следует сказать несколько
подробнее, так как она явилась своего рода венцом развития структурных
форм и элементов, принятых у нас в период, предшествовавший внедрению
плазово-шаблонного метода производства самолетов. В ДБ-3 этот метод
невозможно было применить, поскольку лонжероны его крыла делались из
труб, а нервюры и шпангоуты - из U-образных профилей с малковкой их
обеих полок. По конструкции ДБ-3 имел некоторое сходство с СБ, но трубы в
лонжеронах были из стали с толщиной стенок до 4 мм на сварке и клепке.
Ферменные лонжероны консолей крыла состояли из четырех частей каждый.
Они соединялись в целый лонжерон заклепками, входившим одна в другую
телескопически. Нервюры крыла ферменные: полки - U-профили, раскосы -
трубы 20х18 мм на кницах. Под обшивкой крыла и фюзеляжа шли стрингеры
меньшей высоты, проходившие сквозь полки нервюр и шпангоуты. И тут дело
не обходилось без прокладок, поскольку точность изготовления нервюр в
тогдашних деревянных нервюрах не всегда была на высоте. Полки нервюр
крепились к лонжеронам посредством сварных узлов. Вся клепка каркаса
крыла была внутренней. Крыло было конструктивно сложным, очень
трудоемким, однако прочным и достаточно легким. Трудоемкость снизилась
только в ДБ-3ф и ИЛ-4 при коренном изменении всей конструкции. Фюзеляж
был по конструкции проще крыла, в нем не было лонжеронов из стали.
Узловые шпангоуты были коробчатые, как и рамы жесткости под фонарь,
турель, люки, места подвески бомб и др. Толщина обшивки крыла и фюзеляжа
почти везде 0,6 мм, рулей - 0,4 мм. Вся клепка, кроме больших узлов -
на дуралюминовых заклепках с полукруглой головкой. Преобладали диаметры 3
и 2,6 мм по обшивке и каркасу. Стальные заклепки и мягкие применялись
диаметром до 6 мм. Полетная масса опытного образца была 6250 кг. Масса
пустого самолета без вооружения и съемного оборудования была сначала
около 4200 кг. Постепенно масса возрастала по мере усложнения
оборудования, а также вследствие конструктивных усилений и
производственных утяжелений. В поздних серийных, уже ремонтированных
экземплярах, она дошла до 5270 кг, а полетная перегрузочная масса в
разных вариантах нагрузки доходила до 9700 кг. Вооружение: три пулемета
ШКАС, иногда пушка ШВАК в носовой установке, позднее - ШКАС (300
патронов). Экипаж - три человека. На сиденье летчика - 9-мм бронеспинка.
Бомбовая нагрузка - в нескольких вариантах - от 1000 до 2500 кг. На
испытаниях ЦКБ-З0 показал скорость 335 км/час у земли и до 415 км/час на
высоте 4800 м. Дальность полета - 4200 км. Самолет под маркой ДБ-3Б был
принят к серийному производству. Летчик В.К. Коккинаки и штурман А.М.
Бряндинский в июне 1938 года выполнили на ДБ-З беспосадочный перелет
Москва - Спасск-Дальний. Расстояние в 7580 км самолет прошел за 24 часа
36 мин. со средней скоростью 317 км/час. В конце апреля 1939 года на
такой же машине В. К. Коккинаки со штурманом М. X. Гордиенко пролетели
без посадки из Москвы в США.
Средняя скорость по маршруту протяженностью почти 8 тыс. км достигала
348 км/час. В предвоенные годы заводы построили несколько тысяч
самолетов ДБ-З и его вариантов, в том числе торпедоносного для авиации
Военно-Морского Флота. Несмотря на то, что он был принят к серийной
постройке еще в 1936 г., в предвоенный период это был еще вполне
современный бомбардировщик, не уступавший по главным показателям
основному дальнему бомбардировщику гитлеровской Германии Хейнкель III и
имевший определенные резервы дальнейшего совершенствования. Такая
ситуация сложилась благодаря тому, что разработка проекта ДБ-З была
основана на новых для того времени технических концепциях,
заключавшихся, в частности, в использовании крыла с большей нагрузкой на
площадь в сравнении с современными ему самолетами аналогичного
назначения. В результате ДБ-3 при значительно меньших размерах и весе
имел существенно большую скорость полета. В период Великой Отечественной
войны авиационные части, вооруженные самолетами ДБ-3ф, получившими
затем название Ил-4, действуя в основном ночью, наносили по врагу мощные
бомбовые удары.
Тактико-технические характеристики ДБ-3Б:
Год принятия на вооружение - 1936
Размах крыла - 21,44 м
Длина - 14,22 м
Высота - 4,19 м
Площадь крыла - 65,5 кв.м
Масса, кг
- пустого самолета - 5270
- нормальная взлетная - 9500
Тип двигателя - 2 ПД М-87А
Мощность - 2 х 950 л.с.
Максимальная скорость - 439 км/ч
Крейсерская скорость - 400 км/ч
Практическая дальность - 3800 км
Практический потолок - 9300 м
Экипаж - 3 чел
Вооружение: 3 х 7.62-мм пулемета ШКАС, 2500 кг бомб.