ПОЛИКАРПОВ НИКОЛАЙ
НИКОЛАЕВИЧ
Советский
авиаконструктор, доктор технических наук (1940),
Герой Социалистического Труда (1940). По окончании
Петроградского политехнического института и
курсов авиации при нём (1916) работал на
Русско-Балтийском вагонном заводе, где под
руководством И.И. Сикорского участвовал в
постройке самолёта "Илья Муромец" и
проектировании истребителей РБВЗ. С 1918 работал
на заводе "Дукс" (авиазавод №1), где до 1923 г.
руководил техническим отделом.
Весной 1923 г.
Поликарповым был создан первый советский
истребитель И-1 (ИЛ-400), ставший первым в мире
истребителем - свободонесущим монопланом. В 1923
под руководством Поликарпова создан и разведчик
Р-1. В январе 1925 Н.Н.П. (после отъезда
Д.П.Григоровича в Ленинград) добился организации
на ГАЗ 1 им. Авиахим опытного отдела и стал его
начальником. В феврале 1926 г. Н.Н.Поликарпова
назначили начальником отдела сухопутного
самолетостроения (ООС) ЦКБ "Авиатреста". В 1927
он создает истребитель И-3, в 1928 - разведчик Р-5
(получил широкую известность в связи со
спасением экспедиции парохода "Челюскин"),
самолёт первоначального обучения У-2, получивший
всемирную известность и переименованного в По-2
после смерти конструктора). У-2 (По-2) строился до
1959 г. За это время выпущено более 40 тысяч машин, на
них было подготовлено более 100 тысяч летчиков. Во
время Великой Отечественной Войны У-2 успешно
применялись в качестве разведчиков, ночных
бомбардировщиков.
Поликарпов был
необоснованно репрессирован. В октябре 1929 г. его
арестовывают по стандартному обвинению -
"участие в контрреволюционной вредительской
организации" - и без суда приговаривают к
высшей мере наказания. Более двух месяцев
Поликарпов находился в ожидании расстрела. В
декабре того же года (без отмены или изменения
приговора) его направляют в "Особое
конструкторское бюро" (ЦКБ-39 ОГПУ),
организованное в Бутырской тюрьме, а затем
переведенное на Московский авиазавод N 39 им.
В.Р.Менжинского. Здесь совместно с Д.Григоровичем
в 1930 он разработал истребитель И-5, который
находился на вооружении 9 лет. В 1931 г. коллегия
ОГПУ приговорила Поликарпова к десяти годам
лагерей.
Но после удачного
показа Сталину, Ворошилову, Орджоникидзе
самолета И-5, пилотировавшегося Чкаловым и
Анисимовым, было решено считать приговор в
отношении Поликарпова условным. В июле того же
года Президиум ЦИК СССР принял решение об
амнистии группы лиц, в том числе Поликарпова.
Только в 1956 г. - через 12 лет после смерти
конструктора - Военная коллегия Верховного Суда
СССР отменила прежнее решение Коллегии ОГПУ и
прекратила дело в отношении Поликарпова.
В 30-х гг. им были
созданы истребители И-15, И-16, И-153 "Чайка",
составившие основу советской истребительной
авиации в предвоенные годы. 21 ноября 1935 г. на И-15
летчик В.К.Коккинаки установил мировой рекорд
высоты - 14575 км.
После ареста
А.Н.Туполева Н.Поликарпов был назначен Главным
конструктором авиазавода №156 (ЗОК ЦАГИ). В начале
января 1938 его КБ переехало сюда с завода №84. К
концу 1938 г. был построен истребитель И-180 -
развитие И-16 с двигателем М-87.
Но гибель на нем
В.П.Чкалова в первом же испытательном полете
вновь ввергло Поликарпова в опалу. Были
арестованы его заместитель - ведущий конструктор
Д.Томашевич, директор завода №156 Усачев и др.
Самого Поликарпова от ареста спасло только то,
что он отказался подписать акт готовности
самолета к первому полету и ходатайство
Байдукова. В мае 1939 работы по И-180 были переданы на
Государственного авиазавода №1. Сюда же перевели
и КБ, а Поликарпов стал техническим директором и
главный конструктором завода. Параллельно со
скоростным И-180 Поликарпов продолжил и линию
маневренных бипланов - И-190 (1939), И-195 (проект 1940).
В 1939 г. Поликарпов выехал в командировку в
Германию. В его отсутствие директор завода Павел
Воронин и главный инженер Петр Дементьев
(будущий министр авиационной промышленности)
выделили из состава КБ часть подразделений и
лучших конструкторов (в том числе Михаила
Гуревича) и организовали новый Опытный
конструкторский отдел, а по сути - новое КБ, под
руководством Артема Микояна.
Заодно Микояну
передали проект нового истребителя И-200 (будущий
МиГ-1), который Поликарпов направил в Наркомат
авиационной промышленности (НКАП) на утверждение
перед своей поездкой в Германию. Поликарпов в
качестве утешения получил премию за
проектирование истребителя И-200 и... остался без
многих опытных конструкторских кадров, без
собственных помещений и, тем более, без
производственной базы. На первых порах его
приютил испытательный ангар ЦАГИ. Затем под
Поликарпова в старом ангаре на окраине Ходынки
был создан новый государственный завод №51, не
имевший никакой собственной производственной
базы и даже здания для размещения КБ. На
территории этого завода в настоящее время
находится ОКБ и опытный завод им. П.Сухого.
В 1938-44
Поликарпов сконструировал ряд опытных военных
самолётов: ТИС, ВИТ, СПБ, НБ и др. 11 января 1941
взлетел И-185 - первый отечественный истребитель
по требованиям 1940 г. с двигателем воздушного
охлаждения. В 1942 г. он прошел госиспытания и
войсковые испытания на Калининском фронте. По
оценке НИИ ВВС самолет превосходил все
отечественные и немецкие серийные истребители.
Недоведенность двигателя М-71, катастрофа, в
которой погиб летчик-испытатель
В.А.Степанчонок, и отсутствие завода не
позволили запустить самолет в серию.
Вокруг Поликарпова складывалась нездоровая
атмосфера. Началась травля конструктора, работы
тормозились, его обвиняли в консерватизме. Так
продолжалось до 1942 г., когда Сталин взял
Поликарпова под свою защиту. Но в 1944 г. его не
стало.
Одной из
последних его работ был проект ракетного
истребителя "Малютка". Всего Поликарповым
было разработано свыше 80 самолётов различных
типов. За период 1923-1940 гг. на заводе №1, на
территории которого сейчас размещается
машиностроительный завод им. П.В. Воронина, было
построено 15951 самолетов (а с учетом модификаций
опытных и построенных небольшими сериями - 16698
машин), в основном, конструкции Поликарпова.
Среди них - самолеты-разведчики Р-1 (1914 самолетов),
Р-5 (4548), такие известные истребители, как И-3 (399
машин), И-5 (803), И-15 (674 машины; а всего - 3083), И-153 (3437),
И-16 (находился в серийном производстве с 1934 по 1941
гг.; всего было построено 9450 машин),
учебно-тренировочный истребитель УТИ-4 (1639 машин).
На самолётах Поликарпова совершен ряд
дальних перелетов.
Поликарпов
одним из первых расчленил проектирование
самолётов на специализированные части. Под
руководством Поликарпова работали А.И.Микоян,
М.К.Янгель, А.В.Потопалов, В.К.Таиров, В.В.Никитин и
др. специалисты, ставшие впоследствии видными
конструкторами авиационной и
ракетно-космической техники.
С 1943
Поликарпов - профессор МАИ. Депутат ВС СССР с 1937.
Государственная премия СССР (1941, 1943). Награжден 2
орденами Ленина, орденом Красной Звезды.
Памятники Поликарпову установлены в Москве,
Орле, Ливнах. В селе Калинине Орловской области
открыт музей Поликарпова. Его именем назван пик
на Памире.
5 мая 2000 г., в
преддверии Дня Победы, на территории "ОКБ
Сухого" был торжественно открыт мемориал,
посвященный Николаю Николаевичу Поликарпову. На
краю небольшого парка, рядом с историческим
ангаром, в память об этом замечательном
авиаконструкторе установлен его бюст и
небольшая стела со скромным тружеником войны,
истребителем И-153.
После смерти
Николая Поликарпова в 1944 г. его КБ возглавил
Владимир Челомей, который сконцентрировал
усилия коллектива на разработке первых в СССР
крылатых ракет с пульсирующими
воздушно-реактивными двигателями
(самолетов-снарядов).
Многие из первой
плеяды авиаторов, конструкторов, инженеров,
ученых, которые в начале века пришли в этот новый
крылатый мир, впоследствии стали знаменитостями,
оставили о себе память. По сравнению с другими
видами человеческой деятельности авиация и ее
создатели составляли тонкий слой. Чтобы быть
причастным к нему, нужна была или большая удача,
или большое желание
У Поликарпова
было и то и другое. Так, первый "толчок" к
увлечению воздухоплаванием он получил, когда
учился в духовной семинарии! Повезло и с
"распределением": после окончания
Петербургского университета направили на РБВЗ к
И.И.Сикорскому
В двадцатых
годах Поликарпов становится заметной фигурой в
авиапроме, за что, наверное, и был определен ГПУ в
тюремное ЦКБ-39. Создав в тюрьме вместе с другими
такими же заметными и "замеченными"
конструкторами и инженерами ряд замечательных
самолетов, он стал почти единственным
"поставщиком" истребителей для советских
ВВС.
СССР явился
наследником империи и перенял от нее и такое
явление, как фаворитизм. В авиации, например,
фаворитом руководства мог стать конструктор,
летчик и даже самолет. Помните эту сталинскую
"установку": "Ил-2 нужны нам как воздух",-
значит другие, Су-6 например, ни к чему.
Поликарпова подняли два фаворита - летчик Чкалов
и самолет И-16. И-16 принес Поликарпову звание
"короля истребителей". Чкалов помог в самые
крутые годы остаться на свободе. С такой анкетой
и после "холодного душа" от Bf-109 в Испании,
остудившего восторги по поводу И-16, Поликарпову
была одна дорога - даже не в новую тюремную
"шарагу", а в лагеря.
Потом погиб
Чкалов, у руководства появились новые фавориты и
любимцы - молодые авиаконструкторы, родственники
членов ЦК, потом началась война и стало не до
конкурсов на лучший самолет. И все это когда у
Поликарпова накоплен опыт, рождаются новые идеи.
Какие красивые и мощные самолеты появляются у
него в сороковые годы - И-185, ТИС, ВИТ, ИТП, НБ. На
голову выше конкурентов. Летчики дают отличные
отзывы по фронтовым испытаниям И-185.
"Прекрасно! - говорят "наверху". - Пусть
Поликарпов передаст всю документацию по своему
самолету Лавочкину. У бедняги что-то не идет его
Ла-5".
Потом забрали
завод и КБ. Даже надежды не оставили. Осталось
только умереть. Жаль, что не все из задуманного
успел сделать этот талантливый человек. Но
память о Николае Николаевиче Поликарпове живет в
сердцах всех истинных энтузиастов авиации.
|