Советский
авиаконструктор, доктор технических наук (1985),
Герой Соц. Труда (1975). По окончании
Харьковского механико-машиностроительного
института (ХММИ; 1930) работал
инженером-расчетчиком на Харьковском
турбогенераторном заводе. Принимал участие в
проработке проекта первой отечественной паровой
конденсационной турбины большой мощности. С
1932 по 1940 работал в ХММИ над проектом
паротурбинной установки для тяжелого
бомбардировщика А.Н.Туполева.
Перейдя в 1941
г. на работу в ОКБ А.И.Микояна,
Г.Е.Лозино-Лозинский занялся разработкой
проектов различных вариантов реактивных
газотурбинных двигателей. Под руководством и при
непосредственном участии Г.Е.Лозино-Лозинского
проходило освоение силовых установок нового
типа, в том числе комбинированных (ПД+ВРД). Первая
отечественная форсажная камера (и методы ее
расчета) была разработана именно для поршневого
(!) двигателя (форсажная камера располагалась в
системе охлаждения радиатора с помощью
вентиляторов), существенно улучшив его
скоростные характеристики: в 1947 г. в
горизонтальном полете на опытном поршневом
самолете И-250 была достигнута скорость 850 км/ч.
МиГ-17 был оснащен первой в нашей стране серийной
форсажной камерой, разработанной под
руководством Г.Е.Лозино-Лозинского в
сотрудничестве с ЦИАМ, увеличивавшей тягу
двигателя на 30%. Эта форсажная камера имела
регулируемое критическое сечение и была первой
камерой такого типа в мире.
Г.Е.Лозино-Лозинский
возглавил в ОКБ В.И.Микояна работы по
комплексному сопряжению двигателя с
воздухозаборником и форсажной камерой с целью
повышения эффективности всей силовой установки.
Результатом стал МиГ-19 - первый в мире серийный
сверхзвуковой истребитель. Его заменил лучший
истребитель своего времени МиГ-21 с максимальной
скоростью 2М, оснащенный лобовым регулируемым
сверхзвуковым воздухозаборником. За участие в
разработке 3-х махового истребителя-перехватчика
МиГ-25 Г.Е.Лозино-Лозинский был удостоен почетного
звания Героя Социалистического Труда
С дальнейшим ростом
скоростей и высоты полетов авиация вышла на
порог космоса. В соответствии с пятилетним
Тематическим планом ВВС по орбитальным и
гиперзвуковым самолетам практические работы по
крылатой космонавтике в нашей стране в 1965 г. были
поручены ОКБ-155 А.И.Микояна, где их возглавил
55-летний Главный конструктор ОКБ
Г.Е.Лозино-Лозинский. Тема по созданию
двухступенчатой воздушно-космической системы
(ВКС) получила индекс "Спираль" (тема 50).
Согласно утвержденному Г.Е.Лозино-Лозинским 29
июня 1966 года аванпроекту "Спирали" , ВКС с
расчетной массой 115 тонн представляла собой
состыкованные воедино крылатые
широкофюзеляжные многоразовые аппараты
горизонтального взлета-посадки,
спроектированные по схеме несущий
корпус-бесхвостка : 52-тонный гиперзвуковой
самолет-разгонщик (индекс 50-50 ) до скорости 6М и
отделяемый от него, стартующий с его спины на
высоте 28-30 км 10-тонный пилотируемый ОС длиной 8 м и
размахом крыла 7,4 м. Потенциал заложенных в
проект идей оказался настолько велик, что и
сегодня на их основе в "НПО Молния" ведется
проработка гиперзвукового пассажирского
самолета на сто мест с дальностью полета до 10000
км
Реально программа
НИОКР и испытаний Спирали была реализована лишь
частично: для исследования характеристик
устойчивости и управляемости на разных этапах
полета и оценки теплозащиты из высокопрочных
жаростойких материалов до закрытия работ были
построены аналоги ОС в трех комплектациях
(аналог для исследований в полетах на дозвуковой
скорости - имитация атмосферного участка захода
на посадку при возвращении с орбиты - получил
кодовое обозначение 105.11, на сверхзвуке 105.12 , на
гиперзвуке 105.13 ) и в условиях космического полета
испытаны масштабные летающие модели серии БОР.
Аналог орбитального самолета 105.11 успешно
прошел серию дозвуковых летных испытаний и
полностью подтвердил заявленные характеристики
В 1971 г.
Г.Е.Лозино-Лозинский назначается Главным
конструктором сверхзвукового перехватчика,
который впоследствии весь мир узнал как МиГ-31.
Самолет предназначен для использования в
системе ПВО страны, способен выполнять
длительное патрулирование и вести борьбу со
всеми классами воздушных целей (в том числе
малоразмерными крылатыми ракетами, вертолетами
и высотными скоростными самолетами) в любое
время суток, в сложных погодных условиях, при
интенсивном ведении радио-электронной борьбы
Г.Е.Лозино-Лозинский
принимал самое непосредственное участие и в
создании фронтового истребителя МиГ-29: в
частности, в 1972 г. на заседании объединенного
Научно-технического совета Министерства
авиационной промышленности и ВВС, на котором
рассматривалось состояние работ по
перспективным истребителям в рамках
государственной программы ПФИ, от имени ММЗ
Зенит им.А.И.Микояна именно Глеб Евгеньевич в
докладе представил проект истребителя,
впоследствии получившего наименование МиГ-29
В 1974 г., после
назначения В.П.Глушко на пост главного
конструктора НПО Энергия, в СССР начинаются
работы по тяжелой транспортно-космической
системе с многоразовым орбитальным кораблем. Все
понимают, что крылатый космический корабль
невозможно сделать без Минавиапрома только
силами и средствами Минобщемаша, а среди
авиаторов сделать это может только
Г.Е.Лозино-Лозинский с его уникальным опытом
работы над Спиралью
Для создания
планера орбитального корабля (ОК) "Буран" по
инициативе министра МАП П.В.Дементьева на базе
трех КБ (КБ "Молния", КБ "Буревестник" и
ЭМЗ во главе с В.М.Мясищевым) в 1976 г. было
образовано специализированное предприятие -
Научно-производственное объединение
"Молния", ставшее головным по разработке
планера ОК "Буран". Созданное НПО возглавил
Г.Е.Лозино-Лозинский - генеральный директор и
Генеральный конструктор.
Несмотря на
предложение НПО "Молния" применить схему
орбитального самолёта "Спираль" в системе
"Буран", головной разработчик системы НПО
"Энергия" настоял на использовании
компоновки, близкой к американскому Шаттлу. Тем
не менее, опыт работы над "Спиралью"
значительно облегчил и ускорил создание Бурана .
В отечественной практике ракетно-космической
техники не было аналогов, по сложности равных
кораблю Буран : в состав ОК входило более 600
установочных единиц бортовой аппаратуры,
скомплексированных в более чем 50 бортовых
систем, объединенных в единый бортовой комплекс;
более 1500 трубопроводов, более 2500 сборок (жгутов)
кабельной сети, включающих около 15000
электрических соединителей. Главным результатом
напряженных многолетних усилий стал
триумфальный двухвитковый беспилотный полет
Бурана с автоматической посадкой 15 ноября 1988
года
В настоящее время
разрабатываются проекты легких многоцелевых
самолетов Аист-2 и Молния, многоцелевая
авиационно-космическая система МАКС и т.д.
Разработанное под его руководством Глеба
Евгеньевича семейство самолетов-трипланов (от
шестиместного самолета-такси Молния-1 до
сверхтяжелого триплана Геракл
грузоподъемностью до 500 т) является величайшими
конструкторскими достижениями в авиационной и
авиакосмической технике.
Ленинская премия (1962).
Государственные премии СССР (1950,1952). Награжден 2
орденами Ленина, орденами Трудового Красного
Знамени, Красной Звезды, медалями.