ИЛЬЮШИН СЕРГЕЙ
ВЛАДИМИРОВИЧ
Советский
авиаконструктор, академик АН СССР (1968),
генерал-полковник инженерно-технической службы
(1967), трижды Герой Социалистического Труда (1941, 1957,
1974). В Советской Армии с 1919, сначала авиамеханик,
затем военком, а с 1921 начальник авиаремонтного
поезда. Окончил Военно-воздушную академию им.
проф. Н.Е.Жуковского (1926; ныне ВВИА). За время
обучения в академии построил три планёра.
Последний из них -"Москва" на состязаниях в
Германии получил первый приз за
продолжительность полёта. После окончания
академии руководитель секции
научно-технического комитета ВВС. Затем работал
на научно-исследовательском аэродроме ВВС. С 1931
начальник ЦКБ ЦАГИ. В 1933 возглавил ЦКБ при
московском заводе имени В.Р.Менжинского,
впоследствии ставшее КБ Ильюшина, деятельность
которого была связана с развитием штурмовой,
бомбардировочной, пассажирской и транспортной
авиации.
С 1935 Ильюшин -
главный конструктор, в 1956-70 - генеральный
конструктор. Создал свою школу в
самолётостроении. Под его руководством созданы
строившиеся серийно штурмовики Ил-2, Ил-10,
бомбардировщики Ил-4, Ил-28, пассажирские самолёты
Ил-12, Ил-14, Ил-18, Ил-62, а также ряд опытных и
экспериментальных самолётов.
Штурмовики
Ильюшина во время Вел. Отечественной войны
составили основу советской штурмовой авиации
как нового рода авиации, тесно
взаимодействующего с наземными войсками. Ил-2-
один из массовых самолётов военного периода. При
его создании Ильюшину удалось решить многие
научно-технические проблемы, в том числе
использовать броню в качестве силовой
конструкции самолёта, разработать технологию
изготовления броневого корпуса с большой
кривизной обводов и другие. Илюшин большое
внимание уделял экономическим вопросам
строительства самолётов. Например, реактивный
фронтовой бомбардировщик Ил-28 по трудоёмкости
постройки приближался к истребителям. При его
создании удалось хорошо увязать
лётно-технические характеристики с пилотажными,
средства поражения и средства защиты с общим
весовым балансом самолёта. Рациональные,
прогрессивные методы проектирования Ильюшин
использовал и при создании пассажирских
самолётов. Ил-18-первый советский пассажирский
самолёт, который нашёл широкий спрос на мировом
авиационном рынке.
В Ил-62 Ильюшин
применил принципиально новую схему шасси,
которая используется в ряде ведущих
промышленных стран мира. Ильюшину присуждена
Золотая авиационная медаль ФАИ. Депутат ВС ССР в
1937-70. Ленинская премия (1960), Государственная
премия СССР (1941, 1942, 1943, 1946, 1947, 1950, 1952, 1971). Награжден
8 орденами Ленина. Имя Ильюшина носит Московский
машиностроительный завод, ОКБ.
|