МАРСЕЛЬ ДАССО
Марсель Блох (с 1945 -
Дассо) - французский авиаконструктор. В 1915 он
разработал воздушный винт, патент на который
продал фирме Caudron. Его воздушными винтами в
первой мировой войне оснащались многие
французские самолеты. В 1918 Блох, совместно с Potez
создал двухместный истребитель SEA-4, с Bleriot в 1928 -
бомбардировщик MB-60.
В 1930 г. была
основана компания Avions Marcel Bloch, а ее первыми
проектами стали почтовые монопланы с верхним
расположением крыла Блок M.B.60 (позднее M.B.61) и M.B.71,
ни один из которых не перешел стадию прототипа. В
1932г. для участия в соревновании Министерства
авиации Франции на лучший специальный
санитарный самолет был сконструирован Блок M.B.80.
Затем последовал заказ на серийное производство,
и первый из 20 серийных самолетов М.В.81 был
поставлен в 1935г. Этот тип самолетов широко
использовался в Африке и на Среднем Востоке.
В 1937 его фирма была
национализирована и вместе концерном Bleriot вошла
в группу Societe Nationale de Constructions Aeronautiques du Sud-Ouest (SNCASO),
где Блох занял руководящий пост. До начала войны
было разработано несколько моделей
бомбардировщиков и истребителей.
В 1945 г. Marcel Bloch
возвратился на родину из германского
концентрационного лагеря Бухенвальд и возглавил
фирму General Aeronautique Marcel Dassault (GAMD; Дассо - его
подпольная кличка во Французском Сопротивлении).
После войны врачи запретили ему есть практически
все любимые блюда, пить и курить. Француз все
время мерз и даже летом ходил в зимнем пальто и
шарфе. Ему сделали несколько операций на глазах,
и все равно с годами он почти полностью ослеп. Тем
не менее, он прожил более 84 лет и стал крупнейшим
экспортером вооружения во Франции.
В рекордные сроки
для французских ВВС был разработан
двухдвигательный транспортный самолет MD-315 Flamant,
взлетевший в феврале 1947 г. Затем фирма в
инициативном порядке начала разработку
реактивного истребителя-перехватчика.
Первым итогом этой
работы стал MD.450 , построенный в декабре 1947 года.
Первый прототип совершил полет в феврале 1949 года
с английскими турбореактивными двигателями
Роллс-Ройс Nene Mk.102. После успешных испытаний ВВС
Франции заказали 450 самолетов для серийного
производства. И в декабре 1951 года вышел первый
серийный MD.450, получивший в ВВС имя Ouragan (Ураган) и
находился на вооружении до 1961 года до полной его
замены MD.454 Mystere IV. MD-450, поставленый Индии и
Израилю, стал первым экспортным успехом Дассо и
Франции.
Ouragan послужил
предшественником семейства Mystere-Etendard. Mystere II стал
первым французским самолетом, преодолевшим
звуковой барьер, а Mystere IV помог добиться
признания для Dassault, когда США заказали 225
самолета как часть соглашения NATO. Etendard IVМ и его
преемник, Super-Etendard, были выбраны, для оснащения
авианосцев Foch и Clemenceau.
Программа Мираж III,
начатая в 1950-х, вывела Dassault на скорости больше 2М,
стимулируя экспортный успех семейства боевых
самолетов Мираж. Шестидневная война Израиля с
арабскими странами в 1967 подтвердила репутацию
Дассо, как изготовителя качественных
самолетов.
Вклад программы
Мираж IV в стратегическую ядерную программу
Франции дал Dassault возможность приобрести новую
технологию, особенно в области высоких
температур. Разнообразие исследований по
вертикальному взлету (Мираж III V) и крыльям
изменяемой стреловидности (Мираж G) - уникальное
достижение для компании, работающей Lв одиночку¦,
продемонстрировавшее способность технических
отделов Дассо к нахождению оригинальных и
эффективных технических решений. Параллельные
разработки самолета со стреловидным крылом
привели к Миражу F-1, который впоследствии
поступил на вооружение одиннадцати национальных
ВВС во всем мире.
|