БЕРИЕВ ГЕОРГИЙ
МИХАЙЛОВИЧ
Cоветский
авиаконструктор, генерал-майор
инженерно-технической службы. После окончания
Политехнического института (Ленинград) в 1930
начал работать конструктором ОКБ в МОС ВАО,
возглавляемом французским конструктором Полем
Эне Ришаром. Затем это КБ вливается в состав ЦКБ
ЦАГИ. Здесь, в бригаде морского отдела ЦКБ
И.В.Четверикова, Г.М.Бериевым в 1930 г. был предложен
проект морского ближнего разведчика МБР-2. После
успешного испытания опытного самолета в мае 1932 г.
принимается решение о запуске его в серийное
производство. В 1933 в ЦКБ-39 Бериев возглавляет
бригаду №5. 1 октября 1934 согласно приказу по
ГУАП СССР №44/260 от 6 августа 1934 г. к в г.Таганроге
создается ЦКБ морского самолетостроения. Его
главным конструктором был назначен Георгий
Бериев. Серийно выпускался и гражданский
вариант МБР-2 - МП-1.
Корабельный
катапультный самолет КОР-1 (Бе-2) был построен
небольшой серией, а морской дальний разведчик
МДР-5 и МБР-7 были построены всего в 2 экземплярох.
Летающая лодка КОР-2 (Бе-4) выпускалась малой
серией во время ВОВ уже в Сибири. Вслед за заводом
КБ было эвакуировано в Омск, а затем в Красноярск.
В эвакуации ОКБ занималось перспективным
проектированием. В 1943 был разработан проект
летающей лодки ЛЛ-143, а в 1944 макет
грузо-пассажирского ПЛЛ-144. Это позволило после
испытаний ЛЛ-143 в 1945, уже в 1949 создать летающую
лодку Бе-6, а в 1948 многоцелевую амфибию Бе-8. На Бе-8
были испытаны в качестве взлетно-посадочных
устройств подводные крылья.
Вслед за
экспериментальной летающей лодкой Р-1 (1949) с двумя
ТРД, появляется разведчик-торпедоносец М-10 (Бе-10)
со стреловидным крылом. Он строился серийно (24
самолета) с 1956 по 1961 г. В 1961 на Бе-10 была достигнута
рекордная для гидросамолета скорость - 912 км/ч и
были установлены мировые рекорды высоты. На
серийном противолодочном самолете-амфибии Бе-12
(М-12) "Чайка" с более экономичными ТВД также
были установлены рекорды высоты полета.
С началом
"ракетизации всей страны" в начале 60-х были
закрыты работы по сверхзвуковому гидросамолету,
а также гигантской стратегической летающей
лодке ЛЛ-600 (со взлетным весом до 1000 т). В этих
условиях ОКБ-49 создает крылатую ракету П-10 и
прорабатывает проект КР П-100 в вариантах средней
и межконтинентальной дальности.
Начинает
разработку самолета для замены Ан-2 на местных
авиалиниях. В 1968 совершил первый полет
пассажирский 14-местный самолет Бе-30. Как и его
развитие - Бе-32, он имел также транспортный и
санитарный варианты.
ОКБ Бериева
участвует в создании специализированного
сельскохозяйственного Ан-2М, совместно с КБ
О.К.Антонова разрабатывает проект пассажирского
самолета для местных авиалиний Ан-Бе-20 (ставший
впоследствии самолетом Як-40) и создает
самолет аэрофотосъемки Ан-24ФК, запущенный в
серию под названием Ан-30.
|