McDonnell Douglas AH-64 Apache
Ударный вертолет
В начале 1984 года первая группа вертолетов
АН-64А "Апач" поступила на вооружение армии США. АН-64А, по мнению
экспертов НАТО, является наиболее совершенным из всех боевых
вертолетов, состоящих на вооружении стран альянса. Он создан для
борьбы с танками противника в условиях высокой насыщенности поля боя
средствами войсковой ПВО. Возложенные на него задачи "Апач" может
выполнять в сложных метеорологических условиях, условиях плохой
видимости, днем и ночью. По мнению специалистов "Апач" является
вертолетом XXI века. Он обладает хорошей маневренностью, высокой
скоростью полета. Его конструкция рассчитана на перегрузки от -1,5 до +
3,5 Двигатели оборудованы специальным устройством, рассеивающим струю
и снижающим температуру выхлопа, что уменьшает вероятность поражения
вертолета ракетами с инфракрасной головкой наведения. Лопасти несущего
винта имеют обшивку слоистой конструкции из стали и композиционных
материалов. Применены принципиально новые решения при креплении
лопастей к втулке винта. Лопасть сохраняет работоспособность при
попадании пуль калибра 12,7 мм. Шасси - неубирающееся, что значительно
увеличило полезную нагрузку вертолета. На АН-64А установлен
X-образный рулевой винт, который намного эффективнее обычного. "Апач"
оснащен современным радиоэлектронным оборудованием. Впервые на боевом
вертолете установлена нашлемная система целеуказания, позволяющая
управлять стрелковым и ракетным вооружением движением головы.
Вертолет АН-64А имеет следующее вооружение:
противотанковые управляемые ракеты "Хеллфайр" с лазерной системой
наведения, автоматическую пушку Хьюз Н230А-1 "Chaingun", установленную
между основными стойками шасси, контейнеры с неуправляемыми
авиационными ракетами. Использование двух независимых гидросистем,
бронированной кабины и наиболее важных систем и участков планера, а
также применение топливных баков специальной формы и конструкции
позволило разработчикам создать машину, способную выполнить боевую
задачу и вернуться на базу после попадания в вертолет снарядов калибром
23 мм. С 1985 года в США начались разработки нового вертолета АН-64В
"Апач Браво", который имеет больший размах крыла и двигатели
увеличенной мощности. Модификация включает замену электронного
оборудования. В комплект вертолета входит нож для перерезания
высоковольтных проводов. АН-64А "Апач" хорошо зарекомендовал себя во
время войны в Ираке (1991 г.). В настоящее время компанией
"Макдоннелл- Дуглас" производится новая модель вертолета AH-64D,
получившая название "Лонгбоу Апач". AH-64D оборудован более современной
системой управления вооружением, обеспечивающей ведение прицельной
стрельбы с больших дистанций. ВВС Нидерландов и Королевские ВВС
Великобритании планируют закупить 30 и 67 вертолетов AH-64D
соответственно.
Модификации вертолета:
АН-64А Apache - первая серийная модификация.
АН-64В Apache Bravo - модернизированная версия
АН-64А, с новой РЛС и новым ГТД и возможностью применения УР
"воздух-воздух" AIM-9L Sidewinder.
АН-64C Apache - модернизированная версия АН-64А до стандарта АН-64D.
AH-64D Longbow Apache - усовершенствованный
вариант боевого вертолета АН-64 Apache с с системой управления огнем
Longbow на базе РЛС с милиметровой волной фирмы Westinghouse над
втулкой несущего винта, более мощными ГТД General Electric T700-GE-701
(1417 кВт или 1930 л.с.), усовершенствованными ПТУР AGM-114D Longbow
Hellfire, доплеровской навигационной системой и процессором. Вертолет
оборудован системой позволяющей получать информацию с комплекса
Joint-STARS ВВС США. На АН-64D установлена система прицелеивания на
базе Target Acquisition Designation Sight (TADS - AN/ASQ-170) и Pilot
Night Vision Sensor ( PNVS - AN/AAQ-11). Первый вертолет с системой
Longbow совершил первый полет 11 марта 1991 г, первый пуск ПТУР Hellfire
произведен в мае 1995 г, поставки армии США начались в 1996 г.
Вертолеты так же планируется поставить в армии Великобритании и
Нидерландов. На английском варианте вертолета будут установлены ГТД
Rolls-Royce/Turbomeca RTM322.
AH-64 Sea Apache - версия вертолета для Копуса
морской пехоты с РЭО самолета F/A-18, РЛС APG-65 и возможностью
использования ПКР AGM-84 Harpoon и/или AGM-119 Penguin и УР
"воздух-воздух" AIM-120 AMRAAM или AIM-132 ASRAAM.
Основные тактико-технические характеристики АН-64А:
Год принятия на вооружение — 1984.
Диаметр несущего винта — 14,63 м.
Диаметр хвостового винта — 2,79 м.
Длина вертолета с вращающимися винтами — 17,3 м.
Длина — 14,97 м.
Высота — 4,66 м.
Ометаемая площадь несущего винта — 168,1 кв.м.
Экипаж — 2 чел.
Практический потолок — 6400 м.
Статический потолок — 4570 м.
Максимальная дальность полета (только с внутренним запасом топлива) — 400 км.
Максимальная дальность полета (с внешним запасом топлива) — 1900 км.
Внутренний запас топлива — 1157 кг.
ПТБ — 4 х 871.
Максимальная продолжительность полета — 3 ч. 9 м. (с внутренним запасом топлива).
Двигатели — 2 х General Electric T700-GE-701C.
Мощность — 2 х 1825 л.с. (1342 кВт).
Максимальная скороподъемность — 942 м/мин.
Максимальная вертикальная скороподъемность — 474 м/мин.
Скорость:
Максимальная — 365 км/ч
Крейсерская — 293 км/ч
Скороподъемность — 14,6 м/с
Масса:
Максимальная — 9520 кг.
Нормальная — 5550 кг.
Пустого — 5165 кг.
Максимальная боевая нагрузка — 770 кг.
Вооружение: 1 30-мм пушка M230 Chain Gun с 1200
патронами. Боевая нагрузка - 771 кг на 4 узлах подвески: 16 (4х4) ПТУР
AGM-114 Hellfire или 4 ПУ М260 или LAU- 61/A c 19х70-мм НУР, 4 УР
"воздух-воздух" AIM-92 Stinger, или их комбинации..