Многоцелевой вертолет
В 1961 г. фирма Bell начала разработку легкого разведывательного и
связного вертолета второго поколения по конкурсной программе армии США
LOH (Liaison and Observation Helicopter). Вертолеты LOH предназначались
для замены легких разведывательных и связных вертолетов первого
поколения Bell ОН-13 и Hiller ОН-23, снабженных одним ПД и имеющих
экипаж из двух человек (летчика и наблюдателя) и крейсерскую скорость,
ограниченную до 115 км/ч из-за малой мощности двигателя и плохих
аэродинамических форм. Требованиями армии к вертолетам LOH
предусматривалась максимальная полезная нагрузка 180 кг, крейсерская
скорость 200 км/ч и максимальная продолжительность полета 3 ч. Вертолет
LOH должен быть снабжен одним ГТД, экипаж должен также состоять из
летчика и наблюдателя, но в кабине должны быть предусмотрены места еще
для двух солдат.
Предполагалась закупка в течение 6 лет 3000-3500 вертолетов LOH. В
конкурсе по программе LOH участвовали 12 фирм, представивших 18
проектов, из которых в 1961 г. были одобрены три проекта фирм Bell,
Hiller и Hughes, получивших контракты на постройку каждой из фирм по
пяти опытных вертолетов и проведение 6000-часовых оценочных испытаний.
Опытный вертолет ОН-4 с двухлопастными несущим и рулевым винтами, одним
ГТД и лыжным шасси был представлен в 1963 г. на испытания, однако в 1965
г. лучшим был признан проект вертолета Hughes OH-6A, отличавшийся
высокой весовой отдачей и меньшими размерами.
В результате фирма Hughes получила контракт на производство 1434
вертолетов, поставленных в 1966-1970 гг. Однако фирма Bell не сдалась,
она построила новый опытный экземпляр, который обозначила как Model 206A
Jet Ranger. Он впервые поднялся в воздух 10 января 1966г. и в этом же
году был запущен в серийное производство для гражданских потребителей,
став базовым для большого числа военных и гражданских модификаций.
Вскоре оказалось, что вертолеты фирмы Hughes оказались недостаточно
пригодными для эксплуатации в армейских подразделениях, поэтому армия
была вынуждена организовать вновь конкурс вертолетов Bell OH-4 и Hiller
ОН-5, из которых теперь лучшим был признан вертолет OH-4.
Фирма Bell получила в 1968г. контракт на серийное производство 2200
вертолетов под обозначением ОН-58А Kiowa, отличавшегося от Jet Ranger
большим диаметром несущего винта, мелкими изменениями во внутренней
компоновке и установкой военного электронного оборудования. Всего,
включая гражданские модификации, фирмой Bell было построено более 8000
вертолетов Bell 206.
Модификации вертолета:
Bell 206А Jet Ranger I - легкий административный вертолет с одним ГТД
Allison 250-C18 взлетной мощностью 236 кВт. Первый опытный вертолет
начал проходить летные испытания в январе 1966 г, серийно производился с
конца 1966г. в США, где было построено 685 вертолетов, и с 1967 г. по
лицензии в Италии фирмой Agusta.
Bell 206В-1 Jet Ranger II - легкий административный вертолет, развитие
вертолета Bell 206А с ГТД Allison 25С-С20, взлетной мощностью 296 кВт.
Построено в США с 1972 г. 1535 вертолетов, производился по лицензии в
Италии фирмой Agusta, построившей 812 вертолетов АВ206А и АВ206В-1.
ОН-58А Kiowa - легкий разведывательный и связной вертолет с ГТД Allison
Т63А-700 мощностью 236 кВт, для армии США, которой было поставлено 2288
вертолетов в 1968-1973 гг.
ТН-57А Sea Ranger - тренировочный вертолет для первоначального обучения
для флота США, модификация ОН-58А с двойным управлением и дополнительным
оборудованием; поставлено 173 вертолета в 1967-1981 гг.
СН-136 Kiowa - легкий разведывательный и связной вертолет для канадских
вооруженных сил, модификация ОН-58А; поставлено 74 вертолета.
ОН-58B Kiowa - модификация ОН-58А для Австрии; поставлено 12 вертолетов в 1976 г.
OH-58C Kiowa - модификация с ГТД Allison 250-C20B с увеличенной мощностью до 313 кВт и усовершенствованным оборудованием.
Bell 206В Jet Ranger III - развитие вертолета Jet Ranger II с теми же
размерами несущего винта и фюзеляжа, но с ГТД Allison 250-C20B мощностью
313 кВт. Серийно производился с 1977 г. в США, где было построено 1615
вертолетов, по лицензии в Италии, где было построено 300 вертолетов, и в
Канаде, где было построено 275 вертолетов.
ТН-57В Sea Ranger - тренировочный вертолет доя первоначального обучения с
усовершенствованным оборудованием, является вариантом вертолета Bell
206B Jet Ranger III; флотом США заказан 51 вертолет, поставки завершены в
1985 г. Дополнительно флотом заказано 89 вертолетов ТН-57С, снабженных
оборудованием для полетов ночью.
Bell 206L Long Ranger - развитие вертолета Jet Ranger II с удлиненным
фюзеляжем, увеличенным диаметром несущего винта до 11.28 м и ГТД Allison
250-С20В мощностью 313кВт. Совершил первый полет 11 сентября 1974 г,
серийно производился с 1975 г. в США и по лицензии в Италии. В
последующем с 1981 г. производились модификации 206L Long Ranger II,
III, и IV с ГТД Allison 250-С30 с увеличенной взлетной мощностью до 485
кВт, максимальной взлетной массой 1882 кг и улучшенными летными
характеристиками. С 1986 г. серийное производство вертолетов Long Ranger
переведено в Канаду, где было построено более 600 вертолетов.
Bell 400 Twin Ranger - развитие вертолета Bell 206L с двумя ГТД Allison
250-C20 взлетной мощностью по 310 кВт, и максимальной взлетной массой
2495 кг. Отличается увеличенной по размерам кабиной, в которой могут
разместиться летчик и шесть пассажиров, и улучшенными аэродинамическими
обводами фюзеляжа. Снабжен четырехлопастным несущим винтом с
эластомерными шарнирами и двухлопастным рулевым винтом с кольцевым
ограждением. Совершил первый полет в 1984 г, разрабатывался отделением
фирмы Bell в Канаде. Построено 4 опытных вертолета. Разрабатывались
также боевой вариант вертолета Bell 400 Combat Twin с вооружением и
модификация Bell 440, конструкция которого выполнена в основном из
композиционных материалов.
Bell 206LT Twin Ranger - развитие вертолета Bell 206L с двухлопастным
несущим винтом и двумя ГТД Allison 250-C20B взлетной мощностью по
330кВт. Совершил первый полет в 1991 г. Производится серийно в США.
Bell 406 Kiowa Warrior - ударный вариант ОН-58.
TH-67 Creek - учебно-тренировочный вертолет для армии США.
HKP.6 - шведский противолодочный вертолет на базе Bell 206L.
Основные тактико-технические характеристики:
Год принятия на вооружение - 1967
Диаметр главного винта - 10,16 м
Диаметр хвостового винта - 1,65 м
Длина - 9,50 м
Высота - 2,91 м
Масса, кг
- пустого - 840
- максимальная взлетная - 1520
Внутренние топливо - 344 л
Тип двигателя - 1 ГТД Allison 250-C20J
Мощность - 320 л.с.
Максимальная скорость - 225 км/ч
Крейсерская скорость - 216 км/ч
Практическая дальность - 748 км
Дальность действия - 608 км
Скороподъемность - 384 м/мин
Практический потолок - 4115 м
Статический потолок - 3900 м
Экипаж - 1-2 чел
Полезная нагрузка: 3 пассажира или 2 носилок или сидячих раненных и один сопровождающий или 680 кг груза.