Многоцелевой вертолет Во.105 начал разрабатываться в первой половине
60-х годов. Первый серийный образец был выпущен в конце 1969 года. На
вертолете установлен четырехлопастный несущий винт с жестким креплением
лопастей прямоугольной формы, изготовленных из стеклопластика. Вертолет
обладает высокой надежностью, так как основные его системы дублированы.
Данная машина нашла широкое применение в вооруженных силах Германии,
Великобритании, Испании, США и Канады. Серийно выпускается канадской
фирмой "Геликоптер". В зависимости от целей и задач он используется в
разведывательном и противотанковом вариантах. На новых модификациях
вертолетов установлено современное радиоэлектронное оборудование.
Французская система прицеливания фирмы "SLIM", имеющая инфракрасную и
телевизионную аппаратуру обзора и лазерный дальномер, обеспечивает
возможность применения вертолета в сложных метеорологических условиях.
На внешних узлах подвески вертолета может быть установлено шесть
противотанковых управляемых ракет типа "Хот" или контейнеры с
неуправляемыми авиационными ракетами. На турели под фюзеляжем
установлена автоматическая пушка с боекомплектом 500 снарядов.
Правительство Федеративной Республики Германии заказало для бундесвера
439 машин Вo.105. В это число входило 227 аппаратов Вo.105 М(VBH) для
разведки и обеспечения связи и 212 противотанковых вертолетов Вo.105
Р(РАН-1), способных нести шесть противотанковых управляемых ракет типа
Euromissile HOT. Поставки начались в декабре 1980 г. Фирмой
Мессершмитт-Бёльков-Блом также разработан противотанковый вариант,
способный нести восемь управляемых по проводам ракет типа Хьюз (Hughes)
TOW. Другими военными пользователями аппаратов Вo.105 являются
Военно-морские силы Мексики (6 вертолетов) и испанская армия (60
вертолетов, 57 из которых собраны фирмой CASA). Вo.105 собирается также в
Индонезии под обозначением Нуртаньо (Nurtanio) NBo.105 и в Чили.
Вертолеты этого типа используются в Брунее, Канаде, Колумбии, Голландии,
Ираке, Нигерии, Швеции. К 1991 г. более 1300 Вo.105 было поставлено в
37 стран.
Модификации вертолета
Вo.105CBS: вариант с немного удлиненным фюзеляжем для обеспечения большей пассажиро- и грузовместимости.
Вo.105D: вариант с модифицированным оборудованием; поставлялся в Великобританию и Нигерию.
Вo.105LS: вариант, предназначенный для действий в условиях тропиков и
высокогорья, представляет собой комбинацию увеличенной кабины варианта
Вo.105CBS и двух турбовальных двигателей Аллисон 250-С28С с максимальной
взлетной мощностью 373 кВт (500 л.с.).
Основные тактико-технические характеристики Во.105:
Год принятия на вооружение - 1969
Диаметр главного винта - 9,84 м
Диаметр хвостового винта - 1,9 м
Длина - 8,56 м
Высота - 3,0 м
Масса, кг
- пустого - 1688
- нормальная взлетная - 2380
- максимальная взлетная - 2500
Внутренние топливо - 320 кг
Тип двигателя - 2 ГТД Allison 250-C20B
Мощность,
- при взлете - 2 х 425 л.с.
- при полете - 2 х 405 л.с.
Максимальная скорость - 270 км/ч
Крейсерская скорость - 240 км/ч
Практическая дальность - 1110 км
Дальность действия - 320 км
Скороподъемность - 540 м/мин
Практический потолок - 4265 м
Статический потолок - 2560 м
Экипаж - 2 чел
Вооружение: Система НBS 202 с 20-мм пушкой Rheinmetall Mk.20 Rh 202 c
525 патронами или турель Emerson Flexible Turret System с 7.62-мм
шестиствольным пулеметом M134 Minigun с 1000 патронами. Боевая нагрузка -
456 кг на 2 узлах подвески: 6 ПТУР HOT или 8 ПТУР BGM-71 TOW.