Northrop Grumman B-2 Spirit
Стратегический бомбардировщик
Стратегический бомбардировщик В-2 относится к
третьему поколению американских малозаметных самолетов Первое
представляет Локхид SR-71, второе — Локхид F-117, четвертое —
Макдоннелл-Дуглас А-12, пятое — истребители Нортроп YF-23 и Локхид
YF-22. В-2, не является "невидимкой", потому что существуют системы,
способные его обнаружить. Но все же малая заметность самолета
обеспечивает высокую вероятность его выживания в боевых условиях.
В-2 выполнен по схеме "летающее крыло" и не
имеет вертикального оперения. Функцию рулей направления выполняют
расщепляющиеся щитки, установленные на концах крыла. Планер самолета
построен в основном из титановых и алюминиевых сплавов с широким
применением углепластиков с бисмалеимидной и полиамидной матрицами,
обладающими повышенной теплостойкостью по сравнению с эпоксидными
связующими. Основным несущим компонентом конструкции служит
однолонжеронный титановый кессон, расположенный в передней центральной
части корпуса и в примыкающих промежуточных секциях, к которым крепятся
углепластиковые консоли крыла, не имеющие сужения.
Толщина монолитных титановых панелей кессона
достигает 23 мм. Ряд титановых элементов изготовлен с применением
сверхпластического формования и диффузионной сварки. Некоторые титановые
панели обшивки — самые длинномерные в американской авиации. Например,
панели промежуточных секций корпуса в зоне отсеков двигателей имеют
размеры 0,31х3,66 м, в три раза большие по сравнению с ранее
применявшимися. Консоли крыла, равные 19,8 м, — небывало длинномерные
композитные конструкции.
Форма В-2 в плане образована 12 прямыми линиями,
что позволяет сконцентрировать все отражения в горизонтальной плоскости
в нескольких основных узких секторах. Используется "четырехлепестковая"
схема: параллельные передние и задние кромки корпуса и кромки люков,
створок ниш шасси и отсеков двигателей, а также обечаек
воздухозаборников формируют Х-образно расположенные четыре основных
сектора отражения (по два сектора с передней и задней полусфер). С
боковых и фронтальных ракурсов самолет практически не имеет прямых линий
и плоских поверхностей. Носок крыла имеет внутреннюю шиловидную
радиопоглощающую конструкцию с сотовым заполнителем, используются
радиопоглощающие покрытия. Передняя кромка корпуса острая, без изломов,
ее стреловидность — 33°. Задняя кромка имеет форму двойного W, внешняя
точка излома находится примерно на полуразмахе. Крыло имеет
сверхкритический профиль.
Четыре двигателя установлены попарно по обеим
сторонам центральной части корпуса рядом с бомбоотсеками. Для уменьшения
радиолокационной заметности сопла двигателей выполнены плоскими. Этому
же способствует организация изотропного рассеяния падающих волн
благодаря плавному сопряжению элементов конструкции и минимальному числу
выступающих элементов. Щели на внешних поверхностях тщательно
заделываются, а двигатели и вооружение имеют внутреннее расположение.
Экипаж — два человека, размещающихся в
герметической кабине. Рабочее место каждого оснащено полным комплектом
органов управления. В кабину поднимаются по складной лестнице через
отсек передней стойки шасси. В отсеке шасси находится кнопка запуска
двигателей и включения основных бортовых систем, использующихся при
взлете по тревоге. Остекление кабины из четырех многослойных панелей
обеспечивает обзор в горизонтальной плоскости 200°. Панели имеют слой с
фотореакционной способностью и становятся светонепроницаемыми при
световом воздействии ядерного взрыва. Золотосодержащее покрытие
остекления не дает пройти через него радиолокационному излучению.
Летчики должны пилотировать самолет в противолазерных очках.
Топливные баки находятся в консолях крыла и
хвостовых частях промежуточных секций корпуса. Сверху фюзеляжа за
кабиной экипажа расположен приемник системы дозаправки топливом в полете
от самолетов К-135 и КС-10.
Система управления полетом электродистанционная
цифровая квадруплексная с быстродействующими приводами. Имеет четыре
вычислителя и сохраняет работоспособность при двух отказах. Система
воздушных сигналов малозаметная, с 20 датчиками давления.
В комплекс бортового оборудования входит
навигационная подсистема NSS, включающая инерциальный блок IMU фирмы
Кирфотт, связанный с астроинерциальным блоком AIU фирмы Нортроп. Есть
восемь многофункциональных цветных индикаторов на ЭЛТ — по четыре для
каждого летчика.
На самолетах серии 20 будет установлена спутниковая навигационная система.
Характеристики стратегического бомбардировщика В-2:
Размах крыла — 52,43 м.
Длина самолета — 21,03 м.
Высота самолета — 5,18м.
Площадь несущей поверхности — 477,52 м2.
Масса пустого самолета — 56700 кг.
Масса топлива — 74845 кг.
Взлетная масса — 181440 кг.
Тип двигателя — ТРДД Дженерал Электрик F-118-GE-110.
Максимальная скорость — 950—1010 км/ч.
Практический потолок — 15240 м.
Практическая дальность — 18530 км.
Вооружение: 20 бомб В-61 общей массой 6360 кг или 16 В-83 общей массой 17420 кг.