North American A-5 Vigilante
Палубный штурмовик/дальний разведчик
В 1955 г. BMC США объявили конкурс на разработку боевого самолета,
пригодного для эксплуатации с тяжелых авианосцев типа "Форрестол” и
"Энтерпрайз” и способного выполнять задания с использованием ядерного
оружия на сверхзвуковых скоростях полета независимо от погодных условий.
В этом конкурсе победу одержала фирма "Норт Америкен”, которая
29.06.1956 г. получила заказ на строительство опытных образцов с
обозначением YA3J-1(XA3J-1) и подготовку к запуску самолета в серийное
производство. Облет первого опытного образца самолета, названного
Vigilante, был осуществлен 31.08.1958 г. После летных испытаний
командование BMC США в январе 1959 г. заключило с фирмой контракт на
строительство 55 самолетов A3J-1.
Облет серийного образца был совершен в 1960 г., а первые самолеты
поступили в воинские подразделения 16.06.1961г. В декабре 1960 г., после
полета на установление рекорда высоты с грузом 1000 кг, новый самолет
был признан самой совершенной машиной этого типа, и командование BMC США
срочно приступило к перевооружению им нескольких авианосцев. В
1960-1961 гг несколько рекордов скорости установил новый самолет
"Фантом” II. Проведенная сравнительная оценка оказалась в пользу второго
самолета, который продемонстрировал большую универсальность и более
высокую скорость на малых высотах .В результате этого было выпущено лишь
небольшое число серийных самолетов "Виджилент” всего трех модификаций. В
связи с унификацией системы обозначений самолетов США в 1962 г самолет
A3J был переименован на А-5.
Изменившиеся взгляды военных и отказ от палубных стратегических
самолетов привели к тому, что модификацию А-5 стали приспосабливать к
выполнению задачи дальнего проникновения. Все самолеты модификации А-5А и
А-5В до января 1968 г. были переоборудованы в самолеты-разведчики
RA-5C. Стоимость самолета первой серии А-5А составляла 9 млн. долл. и
была связана с затратами на разработку опытного образца. В 1963 г.
стоимость самолета была снижена до б млн. долл. В общей сложности в
1960-1971 гг. было выпущено 156 самолетов.
Двухместный, двухдвигательный самолет А-5 представляет собой обычной
схемы высокоплан с управляемым стабилизатором и однокилевым
цельноповоротным вертикальным оперением. В целях уменьшения площади,
занимаемой самолетом на стоянке, концевые части крыла могут складываться
вверх (при помощи гидропривода), а верхняя часть киля-отклоняться вбок В
задней части фюзеляжа располагается крюк для посадки на авианосец.
Кабина с местами экипажа, расположенными друг за другом, оснащена
катапультируемыми сиденьями класса 0-0 с ракетными ускорителями и
стабилизирующими парашютами. Лобовое стекло с небольшим углом наклона
выполнено из пуленепробиваемой, монолитной плиты (кварцевое стекло)
длиной 1165 мм, шириной 740 мм и высотой 457 мм. Фонарь кабин пилота и
штурмана открывается вверх-назад, причем остекление кабины штурмана
состоит лишь из небольших иллюминаторов для наблюдении по сторонам.
Самолет имеет две независимые системы подачи топлива одна
предназначается для питания двигателей, а другая-форсажных камер У
самолета модификации А-5А топливо располагается в крыльевых кессон-баках
и трех фюзеляжных баках (между воздухозаборниками, над бомбовым отсеком
и над двигателями). В модификациях В и С благодаря увеличению
строительной высоты фюзеляжа за кабинами экипажа увеличена емкость
переднего бака. На самолете А-5С (при использовании его для выполнения
чисто разведывательных заданий) в бомбовом отсеке можно дополнительно
разместить 2-3 топливных бака, а также подвесить на подкрыльных пилонах
(вместо вооружения) 4 бака емкостью по 1415 л.Баки заправляются под
давлением через одну горловину, расположенную снизу в передней части
фюзеляжа Самолет имеет оборудование для дозаправки топливом во время
полета. Топливоприемник находится в фюзеляже с левой стороны кабины
пилота.
В модификациях А и В основным вооружением является водородная бомба,
находящаяся в бомбовом отсеке, оборудованном четырьмя узлами подвески.
На трех из них могут закрепляться топливные баки, опоражниваемые на
начальном этапе полета и сбрасываемые вместе с бомбой при помощи
порохового выбрасывателя. В модификации RA-5C вместо бомбоотсека в
нижней части фюзеляжа устроен специальный контейнер с фотографическим
оборудованием В этом контейнере находятся фотоаппараты, РЛС бокового
обзора (SLAR) и блоки электронного противодействия. В передней части
контейнера находятся камеры с нормальным углом зрения, направленным
вперед-вниз За ними (в зависимости от задания) может быть размещена
панорамная камера для съемки с малых высот или камера, позволяющая
выполнять четкие снимки с высоты более 20000м. Фотокамеры обоих типов
имеют два объектива с полем зрения 180 0 и вращающуюся двойную призму.
Перемещение фотопленки осуществляется синхронно со скоростью вращения
призм, соответствующей скорости самолета. Камеры помещаются на
гиростабилизированной платформе, что обеспечивает высокое качество
съемки.
Модификации самолета:
A-5A(A3J-1) - штурмовик-бомбардировщик, до 1963 г было изготовлено 2 опытных образца и 57 серийных самолетов.
А-5В (A3J-2) - штурмовик-бомбардировщик, 29.04 1962 г, 20 самолетов.
RA-5C (A3J-3P) - разведчик ; облет опытного образца YA-5C состоялся 29
04 1962 г., серийного самолета-30 06.1962 г , всего изготовлено 6
опытных образцов и 71 серийный самолет
Тактико-технические характеристики :
Год принятия на вооружение - 1961
Размах крыла, м – 16,15
Длина самолета, м – 23,11
Высота самолета, м – 5,92
Площадь крыла, кв.м – 71,44
Масса, кг
- пустого самолета - 18552
- нормальная взлетная - 30300
- максимальная взлетная - 36825
Топливо, л
- внутренние топливо - 13625
- внешнее – 6056 (в 4 ПТБ)
Тип двигателя - 2 ТРД General Electric J79-GE-10
Тяга,
- нефорсированная – 5385 кгс
- форсированная – 8120 кгс
Максимальная скорость, км/ч
- на высоте 12000 м - 2230
- у земли - 1110
Крейсерская скорость на высоте 11000 м, км/ч - 2020
Практическая дальность, км - 4800
Боевой радиус действия, км - 1600-2414
Практический потолок, м - 19500-20400
Экипаж, чел - 2
Вооружение: 4 узла подвески; 1 водородная бомба В27, В28 или В43