Douglas AD-1 (A-1) Skyraider
Палубный штурмовик
Эд Хейнман, главный инженер завода Эль Сегундо
(Douglas El Segundo) компании Дуглас, находился под таким сильным
впечатлением от своей серии XBТD-1, что взял на себя обязательство
спроектировать более простую машину. Самолет поднялся в воздух 18 марта
1945 года. под обозначением XBT2D-1, впоследствии - Дуглас AD-1
Скайрейдер и эксплуатировался на удивление долго на различных
авианосцах. Он действительно был достаточно прост, что не пошло в ущерб
прекрасным летным и тактическим характеристикам.
Проект свободнонесущего низкоплана предполагал
использование звездообразного двигателя Райт (Wright) R-3350, меньшего
по размерам, чем R-4360 других конкурирующих опытных самолетов.
Складывающиеся крылья были снабжены не менее чем семью держателями на
каждой консоли. Такая конструкция обеспечивала самолету Скайрейдер
высокую прочность. К моменту завершения производства в 1957г. было
построено 3180 машин. Самолет AD-1 оказался как нельзя кстати в
Корейской войне, его большая боевая нагрузка и десятичасовая
продолжительность полета резко контрастировала с аналогичными
показателями реактивных самолетов.
Варианты самолетов от AD-1 до AD-4 отличались
лишь в деталях. Самолет AD-5 имел более широкую двухместную кабину с
рядным расположением кресел; несколько его ранних модификаций имели
радар APS-20A и заднюю кабину для двух-трех операторов системы дальнего
радиолокационного обнаружения. Для AD-5 также представлялись комплекты
для переоборудования его в санитарный, грузовой, транспортный самолет
или буксировщик мишеней. Самолеты AD-6 и AD-7 были улучшенными
одноместными вариантами. Большое число одноместных самолетов применялось
французскими ВВС в Алжире. В 1962 г. самолеты Скайрейдер были
перепроектированы в варианты с AD-1D по AD-1J, и тактическая авиация ВВС
США с большим успехом применила варианты А-1Е, А-1H и A-1J в Южном
Вьетнаме.
Модификации самолета
XBT2D-1N: два из 25 опытных самолетов и модель
XB2D-1, модифицированные в опытные трехместные ночные штурмовики с двумя
операторами радаров; в гондоле под левым крылом находился радар, а под
правым - поисковый прожектор.
XBT2D-1Р: одноместный вариант самолета XBT2D-1 для аэрофоторазведки.
XBT2D-1Q: двухместный XBT2D-1, переоборудованный
для постановки помех; радар и дипольные отражатели располагались в
гондолах.
AD-1: серийный вариант с звездообразным
поршневым двигателем R-3350-24W мощностью 1865 кВт (2500 л.с.) и с
вооружением из двух пушек и 3639 кг (8000 фунтов) различных боеприпасов
(построено 242 самолета).
AD-1Q: двухместный самолет - постановщик помех,
созданный на базе самолета XBT2D-1 (построено 35 машин).
XAD-1W: самолет XBT2D-1, преобразованный в
опытный экземпляр трехместного самолета раннего обнаружения, с двумя
операторами радиолокационной станции и поисковым радаром в громадном
обтекателе под фюзеляжем.
XAD-2: самолет XBT2D-1, преобразованный в
опытную модель усовершенствованного штурмовика; он был вначале обозначен
как BT2D-2 и оснащен звездообразным поршневым двигателем R-3350-26W
мощностью 2014 кВт (2700 л.с.).
AD-2: улучшенная модель самолета AD-1 с
обтекателем хвостового колеса, увеличенным запасом топлива и другими
небольшими изменениями (построено 156 самолетов).
AD-2D: дистанционно-управляемые самолеты для
взятия радиоактивных проб после проведения ядерных испытаний.
AD-2Q: двухместный вариант самолета AD-2 для радиопротиводействия (построена 21 машина).
AD-2QU: один самолет AD-2Q, переоборудованный в буксировщик мишеней.
AD-3: вариант с газотурбинным двигателем
Дженерал Электрик TG-100. Также предлагались: два Аллисон 500 (Allison),
два Вестингауз 24С (Westinghouse), два Вестингауз 19ХВ и даже
двухтурбинные силовые установки разработки компании Дуглас.
AD-3: обозначение модели AD-2 с удлиненными
амортизаторами шасси, перепроектированным фонарем кабины пилота,
улучшенным воздушным винтом и т. д.) (построено 125 машин).
AD-3E и AD-3S: противолодочные варианты: AD-3E -
поисковый самолет, а AD-3S - штурмовик; два AD-3W были переоборудованы в
AD-3E и два AD-3N - в пару AD-3S.
AD-3N: трехместный вариант ночного штурмовика AD-3 (построено 15 машин).
AD-3QU: буксировщик мишеней.
AD-3W: трехместный вариант AD-3 для раннего
обнаружения воздушных объектов с системами, за основу которых были взяты
системы самолета XAD-1W (построена 31 машина).
AD-4: главная серийная модель самолетов
Скайрейдер; оснащена звездообразным поршневым двигателем R-3350-26WA
мощностью 2014 кВт (2700 л.с.) и автопилотом; усовершенствован фонарь
кабины пилота (построено 372 машины).
AD-4B: вариант самолета AD-4 со снаряжением для
ядерного оружия; использовалась техника бомбометания "через плечо";
вооружение на крыле было увеличено до четырех 20-мм пушек 28 модификаций
самолетов AD-4, вновь построено 165 машин).
AD-4L: вариант самолета AD-4, оснащенный
противообледенительной системой; вооружение на крыле было увеличено до
четырех 20-мм пушек (63 самолета переделаны).
AD-4N: трехместный вариант ночного штурмовика
самолета AD-4 с оборудованием серии "S" для охоты за подводными лодками
(построено 307 машин).
AD-4NА: обозначение 100 самолетов AD-4N, с
которых было снято оборудование ночного штурмовика, чтобы дать
возможность нести более тяжелую бомбовую нагрузку; оснащены четырьмя
20-мм пушками.
AD-4NL: вариант AD-4N с модификациями от AD-4L (36 версий).
AD-4Q: двухместный вариант AD-4 для радиопротиводействия (построено 39 самолетов).
AD-4W: трехместный вариант самолета AD-4 раннего
обнаружения; 50 машин было передано Королевскому флоту Великобритании
под обозначением Скайрейдер AEW.Mk 1, а 118 оставшихся у флота США машин
были оснащены оборудованием для раннего обнаружения подводных лодок
(построено 168 аппаратов).
AD-5: начальный вариант 1948 г. с двигателем
R-3350 с турбокомпрессором. Позже обозначение AD-5 перешло к варианту,
который совместил функции обнаружения и уничтожения подводных лодок;
длина фюзеляжа была увеличена на 0,58 м (1 фут 11 дюймов); увеличена
площадь вертикального оперения; вооружение на крыле было доведено до
четырех 20-мм пушек. Мог быть преобразован в санитарный,
военно-транспортный, грузовой самолет, способный взять на борт до 907 кг
(2000 фунтов) груза, в буксировщик мишеней и самолет для фоторазведки
(построено 212 машин).
AD-5N: четырехместный вариант AD-5, ночной штурмовик (построено 239 машин).
AD-5Q: четырехместный вариант AD-5N для радиопротиводействия (перестроено 54 самолета).
AD-5S: один экспериментальный самолет,
испытывавшийся при выполнении противолодочных операций с
магнитно-аномальным детектором.
AD-5W: четырехместный вариант AD-5, самолет раннего обнаружения (построено 218 машин).
AD-6: улучшенная модель одноместного штурмовика
AD-4B, оснащен оборудованием для точного бомбометания с малых высот
(построено 713 самолетов).
AD-7: версия AD-6 с двигателем R-3350-26WB
(вместо R-3350-26WA) и усилениями шасси, узлов навески двигателя и
наружных панелей крыла (построено 72 машины).
A-1D: обозначение AD-4NA с 1962 г.
A-1E: обозначение самолета AD-5 с 1962 г.
EA-1E: обозначение самолета AD-5W с 1962 г.
UA-1E: с 1962 года новое обозначение самолета
AD-5 для вспомогательных операций с помощью конверсионного комплекта.
EA-1F: новое обозначение самолета AD-5Q, данное ему в 1962 г.
A-1G: новое обозначение самолета AD-5N, данное ему в 1962 г.
A-1H: - многоцелевой палубный штурмовик,
разработанный американской фирмой Douglas. Самолет является дальнейшим
развитием семейства штурмовиков A-1 Skyraider. Версии носят обозначение
AD-6 (A-1H) и AD-7 (A-1J). Основным назначением самолета является
уничтожение наземных объектов при поддержке наземных войск. Внешне
самолеты похожи, но модификация А-1J имеет усиленные шасси и крылья.
Самолеты использовались ВВС США для выполнения ударных миссий. Так же
самолет прекрасно себя зарекомендовал при выполнения прикрытия во время
спасательных операций. Всего было построено 713 штурмовиков типа А-1Н и
72 А-1J.
Тактико-технические характеристики самолета:
Год принятия на вооружение - 1963
Длина самолета — 12,19 м.
Размах крыла — 15,24 м.
Высота — 4,58 м.
Площадь крыла — 37,16 кв.м.
Вес пустого самолета — 4785 кг.
Максимальный взлетный вес — 11340 кг.
Двигатель — 1 х звездообразный поршневой Wrigth R-3350-26B.
Мощность двигателя - 2700 л.с.
Скорость на высоте 5640 м — 515 км/ч.
Скорость на высоте 1830 м — 306 км/ч.
Практический потолок — 8000 м.
Дальность полета — 2100 км (без ПТБ), 4900 (с ПТБ).
Вооружение: четыре пушки калибра 20 мм плюс до 3630 кг оружия на 15 пилонах.