ОКБ им. Мясищева ВМ-Т "Атлант"
Тяжёлый транспортный самолёт
К концу 70-х годов появилась необходимость в транспортировке с заводов
на космодром Байконур агрегатов нового ракетно-космического комплекса.
Габариты и вес их, а также расстояния были столь велики, что ни один из
видов транспорта задачу решить не мог. Так, диаметр центрального бака
ракеты-носителя составлял 8 м, а длина - 40 м. В 1978 году было принято
предложение В.Мясищева, Генерального конструктора вновь созданного в
1967 году ОКБ, о перевозке этих грузов на фюзеляже самолета 3М. После
смерти Владимира Михайловича (14 октября 1978 года) работа была
продолжена под руководством В.Федотова.
К этому времени 3М уже сняли с производства. Для ускорения темпов
разработки, постройки и испытаний самолета-носителя отобрали три
заправщика и направили на ресурсные испытания в СибНИА. По их
результатам выявили критические места и произвели их усиление или
замену: изготовили новые панели крыла и фюзеляжа, обновили каркас. ХЧФ
удлинили на 7 м и перекомпоновали, спроектировали новое оперение -
двухкилевое, усовершенствовали также ряд узлов и систем, установили
более мощные двигатели ВД-7М с тягой 11000 кгс.
Из трех построенных самолетов, названных 3М-Т, один передали для
статиспытаний в ЦАГИ. Из двух летных экземпляров один оборудовали
штангой дозаправки топливом в воздухе.
В 1980 году состоялся первый полет транспортного самолета 3М-Т, а 6
января 1982 года тот же экипаж во главе с летчиком-испытателем
А.Кучеренко совершил на нем полет с грузом на фюзеляже. Грузоподъемность
достигла 40000 кг. В дальнейшем носитель переименовали в ВМ-Т Атлант.
На обоих "Атлантах" совершено более 150 полетов по доставке на Байконур
всех крупногабаритных элементов космических комплексов "Энергия" и
"Буран", в том числе самолет использовался как носитель для аналога
космического корабля "Буран" (БТС-01). БТС-01 располагался на внешней
подвеске над фюзеляжем самолета-носителя и должен был отделяться от него
в полете с последующей самостоятельной посадкой. Во время испытательных
тестов экипаж аналога БТС-01 состоял из летчиков-космонавтов Евгения
Хрунова и Георгия Шонина, самолет-носитель пилотировали Юрий Когулов и
Петр Киев. В последние годы ВМ-Т регулярно демонстрировался в полете с
грузом на авиационных праздниках, а в августе 1992 года выставлялся на
"Мосаэрошоу-92".
Основные тактико-технические характеристики:
Год принятия на вооружение - 1982
Размах крыла - 53,14 м
Длина самолета - 58,70 м
Высота самолета - 14,0 м
Площадь крыла - 320,0 кв.м
Масса, кг
- пустого самолета - 74500
- максимальная взлетная - 210000
Тип двигателя - 4 ТРД ВД-7
Тяга - 4 х 11000 кгс
Максимальная скорость - 925 км/ч
Практическая дальность - 13600 км
Дальность действия - 9400 км
Практический потолок - 12000 м
Экипаж - 8 чел
Полезная нагрузка: 40000 кг груза.