ОКБ им. Ильюшина Ил-14
Обозначение НАТО: CRATE
Военно-транспортный самолет
Самолет Ил-14-30Д (десантный) был создан в 1955 г. на базе пассажирского
самолета Ил-14П и предназначался для транспортировки 30 десантников, а
также мелких грузов общей массой до 3000 кг. Самолет строился серийно.
Ил-14-30Д отличался от своего гражданского предка Ил-14П тем, что его
десантная кабина (1,94х2,67х9,89 м) была переоборудована из пассажирской
и удлинена за счет снятия переднего багажного отделения и буфета.
Теплоизоляция десантной кабины и туалета была заменена облегченной, в
кабине установлена новая система отопления и изменено освещение.
Загрузочный люк переднего багажного отделения отсутствовал. Панели и
балки пола десантной кабины были усилены, вдоль бортов кабины
установлены 30 откидных сидений.
Грузовой самолет Ил-14Гр был создан в 1956 г. на базе пассажирского
самолета Ил-14М, но с фюзеляжем Ил-14П. Строили его в небольшом
количестве и использовали в основном для перевозки различных грузов на
гражданских авиалиниях, а также в Полярной авиации.
Грузовой самолет Ил-14Гр имел такую же, как у Ил-14-30Д, грузовую кабину
с усиленным металлическим полом и большую грузовую двустворчатую дверь
на левом борту фюзеляжа позади крыла. Вдоль бортов грузовой кабины
размещались откидные сиденья. Загрузка и разгрузка самолета
осуществлялась при помощи наземных погрузочных средств.
Транспортный самолет Ил-14Т, по назначению аналогичный самолету Ил-12Д,
был создан в 1956 г. на базе самолета Ил-14М, но с фюзеляжем такой же
длины, как у грузового варианта Ил-14Гр. Предназначался он для
использования в следующих основных вариантах: грузовом — для
транспортировки различных грузов общей массой до 2700 кг;
десантно-транспортном — для транспортировки и сбрасывания на парашютах
различных десантных грузов или 21 парашютиста-десантника; санитарном —
для транспортировки 18 носилочных больных или раненых с сопровождающим
медработником; буксировочном — для буксировки планера с полетной массой
до 7000 кг. На самолете было смонтировано десантно-транспортное
оборудование для всех четырех вариантов.
Грузовая кабина самолета Ил-14Т удлинена по сравнению с десантной
кабиной Ил-14-30Д за счет заднего багажного отделения и перемещения
туалета к задней перегородке. В отличие от Ил-12Д грузовая дверь
увеличена по ширине (2,71х1,6 м), а открывающаяся внутрь кабины дверь
для десантников была сделана в передней створке. Входная дверь по
правому борту сдвинута несколько вперед, размеры ее увеличены, дверь
выполнена открывающейся внутрь кабины. Увеличенная по ширине грузовая
дверь обеспечивала возможность загрузки в самолет автомашины типа ГАЗ-69
и другой техники. Для размещения десантников на бортах кабины
установлено 21 откидное сиденье.
В отличие от Ил-12Д для транспортировки и сбрасывания на парашютах
десантируемых грузов в грузовой кабине устанавливался конвейер,
состоявший из грузового эскалатора, выводного транспортера и
электромеханического привода. Сбрасывание десантируемых грузов
обеспечивалось через входную дверь. Управление конвейером — из кабины
пилотов, кабины штурмана или со щитка у грузовой двери.
Снаружи самолета под центропланом были установлены два балочных
держателя для наружной подвески крупногабаритных десантируемых грузов.
На левом борту у рабочего места штурмана, так же, как и на Ил-12Д,
вместо окна был установлен прозрачный блистер полусферической формы с
прицелом для сбрасывания десантируемых грузов.
В передней части фюзеляжа под полом устанавливался аэрофотоаппарат для
контроля за сбрасыванием грузов, в ХЧФ — замок для буксировки планера,
управляемый из кабины пилотов.
Загрузка и разгрузка самолета могли производиться при помощи наземных
погрузочных средств или перевозимыми на самолете бортовыми погрузочными
приспособлениями, состоявшими из грузовой площадки, устанавливавшейся у
порога грузовой двери, разборного погрузочного трапа, лебедки и
поворотного погрузочного крана с лебедкой. С помощью поворотного крана,
устанавливавшегося в кабине у передней кромки грузовой двери, грузы
массой до 300 кг могли загружаться в кабину непосредственно из кузова
автомашины или с земли.
Самолет Ил-14Т, переоборудованный в вариант для Аэрофлота (без
десантного и другого специального оборудования), широко применялся при
перевозке различных народнохозяйственных грузов, а также в Полярной
авиации по обеспечению различных научных экспедиций в Арктике и
Антарктиде.
Модификации самолета:
Ил-14 - первая серийная модификация.
Ил-14П - пассажирский вариант на 18 мест.
Ил-14ПС, Ил-14С, Ил-14СИ и Ил-14СО - варианты для перевозок высокопоставленных лиц.
Ил-14М - модернизированный Ил-14 на 30-32 пассажира.
Ил-14Т - транспортный вариант Ил-14.
Ил-14ТБ - вариант для буксировки десантных планеров.
Ил-14ТС - санитарный вариант.
Ил-14-30Д, Ил-14ТД и Ил-14Т-ТД - десантные варианты.
Ил-14Г - грузовой вариант Ил-14М.
Ил-14 ЛИК-1 и Ил-14 ЛИК-2 - летающие лаборатории для исследований различной бортовой аппаратуры.
Ил-14 Патрульный - вариант для погранвойск КГБ СССР.
Ил-14ФКП и Ил-14ФКМ - аэрофотосъемщики
Ил-14 Crate-C - построенная в Польше по лицензии версия Ил-14 с возможностями самолета РЭБ.
Тактико-технические характеристики:
Год принятия на вооружение - 1954
Размах крыла - 31,7 м
Длина самолета - 22,31 м
Высота самолета - 7,9 м
Площадь крыла - 99,7 кв.м
Масса, кг
- пустого самолета - 12600
- максимальная взлетная - 18000
Внутреннее топливо - 6500 л
Тип двигателя - 2 ПД Швецов АШ-82Т
Мощность - 2 х 1900 л.с.
Максимальная скорость - 430 км/ч
Крейсерская скорость - 350 км/ч
Практическая дальность - 3200 км
Дальность действия - 400-1500 км
Практический потолок - 7400 м
Экипаж - 3-4 чел
Полезная нагрузка: 18-42 пассажиров или 3050-3440 кг груза.