Ермолаев Ер-2
Бомбардировщик
Инженер В.Г.Ермолаев (1908- 1943 гг.) участвовал в проектировании и
постройке рекордного самолета "Сталь-7". Возглавив конструкторский
коллектив, после ареста Р.Л.Бартини, В. Г. Ермолаев использовал
накопленный опыт при разработке ночного бомбардировщика и внедрении его в
серийное производство. Летом 1940 года с одного из аэродромов поднялся
новый самолет, сконструированный коллективом, возглавляемым В. Г.
Ермолаевым. Бомбардировщик, получивший первоначально название ДБ-240,
потом - Ер-2 (Ермолаев-второй), представлял собой прямое развитие
самолета "Сталь-7". ДБ-240 первый прототип. Схема самолета отличалась от
"Сталь-7" новой носовой остекленной кабиной, штурмана, одноместной
кабиной летчика, смещенной к левому борту, задними стрелковыми
установками, разнесенным хвостовым оперением и бомбоотсеком в фюзеляже.
Шасси, силовая группа и ряд других элементов были оставлены без
изменений. Самолет стал четырехместным. Взамен смешанной конструкции
"Сталь-7" была принята совершенно новая, основанная на применении
плазово-шаблонного метода производства самолетов и связанной с ним
технологии. Фюзеляж длиной 16,34 м - полумонокок стрингерного типа с
компоновкой бомбардировщика и с большим бомбовым отсеком. Благодаря
большому сужению крыла (4,8) при удлинении 7,3, а потому и при большой
корневой хорде расстояние между лонжеронами на оси самолета достигло 2,5
м. Переделка конструкции крыла с заменой труб на профили не
оправдывалась и лонжероны в серии остались прежними - сварными из труб.
Двигатели предполагались М-106, но они запоздали и пришлось поставить
менее мощные М-105. Стрелковое вооружение было слабым - два пулемета
ШКАС и один БТ. На внутренней подвеске могло быть размещено до 1000 кг
бомб. Летные качества ДБ-240 были признаны отличными. Замечаний
заказчика было мало и осенью 1940 года самолет был запущен в серийное
производство. В ходе серийной постройки самолет модифицировался в
соответствии с опытом боев. Менялись двигатели, вооружение, размеры
самолета, но его характерная особенность - крыло типа "обратной чайки"
площадью 72 кв.м - сохранялась. До осени 1942 года завод построил 128
самолетов Ер-2 с двумя двигателями М-105 по 1050 л.с. Затем для
увеличения дальности полета конструкторы переделали самолет под
дизельные двигатели АЧ-3ОБ по 1250-1500 л.с., с ними было выпущено почти
300 бомбардировщиков. Самолеты Ер-2 последней серии развивали скорость
на высоте 6 тыс. м до 420 км/час. Их потолок достигал 7700 м, дальность
полета с 1 т бомб - 5 тыс. км. Взлетный вес колебался от 13300 кг до
18580 в перегрузочном варианте. Ер-2 с успехом использовались для ударов
по военным объектам врага, расположенным в его глубоком тылу, в том
числе и в столице гитлеровской Германии.
Тактико-технические характеристики:
Год принятия на вооружение - 1940
Размах крыла - 23,0 м
Длина - 16,4 м
Площадь крыла - 72,1 кв.м
Масса, кг
- пустого самолета - 6500
- нормальная взлетная - 12570
Тип двигателя - 2 ПД М-105
Мощность - 2 х 1100 л.с.
Максимальная скорость - 500 км/ч
Крейсерская скорость - 437 км/ч
Практическая дальность - 4100 км
Максимальная скороподъемность - 990 м/мин
Практический потолок - 7700 м
Экипаж - 4 чел
Вооружение: 1 20-мм пушка ШВАК, 1 7.62-мм пулемет УБТ и 1 7.62-мм пулемет УБК, 1000 кг бомб.