ОКБ им. Бериева Бе-12 ЧАЙКА
Обозначение НАТО: MAIL
Противолодочный самолёт
В середине 60-х годов конструкторскими коллективом, возглавляемым Г.М.
Бериевым, был создан новый противолодочный самолет амфибия Бе-12. В
октябре 1960 г. новый самолет осуществил первый полет. Машина
предназначалась для замены летающей лодки Бе-6. Западная пресса
оперативно отреагировала на появление в СССР амфибии. В частности,
журнал "ФЛЮГ РЕВЮ", выходящий в Германии, в 1969 г. писал: "Бериев
создал не только самый большой из находящихся на вооружении
самолет-амфибию, но и доказал с помощью этой перспективной машины
необходимость существования летающих лодок.
"Чайка" несомненно, усиливает мощь советской морской авиации ВМФ. Бе-12
представляет собой моноплан с двухлонжеронным крылом типа "чайка".
Конструкция самолета цельнометаллическая, основной материал - дюраль.
Лодка - двухреданная. Задний редан заостренный, с водяным рулем,
Крыльевые поплавки не убираемые. Бе-12 стал первым отечественным
самолетом-амфибией, оснащенным турбовинтовыми двигателями. На нем
устанавливались два ТВД, конструкции А.Г. Ивченко с моторесурсом 4000
часов (аналогичные ТВД ставились на Ил-18,Ил-38,Ан-10,Ан-12,Ан-32).
Двигатели оснащались автоматическими четырехлопастными винтами АВ-68И
диаметром 4,5 м. Для обеспечения жизнеспособности самолета при
неработающих основных двигателях на Бе-12 установлены вспомогательные
ГТД АИ-8.
Для поиска подводных лодок самолет имел размещенную в носовом обтекателе
РЛС, а в хвостовой штанге, вынесенной для устранения помех за хвостовое
оперение, датчик магнитных аномалий. На машине предусмотрена установка
разведывательного оборудования, в частности аэрофотоаппаратов. Бе-12
активно используется российской морской авиацией до настоящего времени.
За время эксплуатации на нем было установлено 42 мировых рекорда. С 1992
г. планировалось начать замену Бе-12 на значительно более современный
самолет аналогичного типа А-40, но финансовые трудности оставили вопрос
открытым. Несмотря на солидный возраст Бе-12 в духе конверсии начинают
использовать в качестве пассажирского самолета. В Юго-Восточном регионе
Бе-12 стал любимым самолетом торговцев наркотиками и контрабандистов, к
которым амфибии попали после сокращения ВВС ряда стран Варшавского
договора. В настоящее время как военный, самолет считается устаревшим.
Модификации самолета:
Бе-12 - противолодочный самолет-амфибия (1963 г.).
Бе-12ПС - поисково-спасательный вариант (1968 г.).
Бе-12П - противопожарный самолет-амфибия (1992 г.)
Тактико-технические характеристики :
Год принятия на вооружение - 1963
Размах крыла - 29,71 м
Длина самолета - 30,17 м
Высота самолета - 7,00 м
Площадь крыла - 105,00 кв.м
Масса, кг
- пустого самолета - 24500
- нормальная взлетная - 29480
- максимальная взлетная - 36000
Тип двигателя - 2 ТВД "Прогресс" АИ-20Д
Мощность - 2 х 5500 л.с.
Максимальная скорость - 610 км/ч
Крейсерская скорость - 473 км/ч
Практическая дальность - 4200 км
Боевой радиус действия - 3200 км
Практический потолок - 8000 м
Взлетная дистанция, м
- на земле - 2000
- на воде - 2300
Посадочная дистанция
- на земле - 1800
- на воде - 2300
Экипаж - 4 чел
Вооружение: Боевая нагрузка - 4000-5000 кг на 4 узлах подвески и отсеке оружия
противолодочные 450-мм торпеды АТ-1 или АТ-2, глубинные бомбы ГБ, осветительные бомбы ОАБ, маркеры.