ОКБ им. Бериева Бе-10
Обозначение НАТО: MALLOW
Многоцелевой самолет-амфибия
Бе-10 - Первый серийный гидросамолет с ТРД и стреловидиым крылом,
разработанный в ОКБ им. Г. М. Бериева. Созданию самолета Бе-10
предшествовали работы над опытным реактивным гидросамолетом с прямым
крылом Р-1 (два ТРД ВК-1; мотогондолы выполнены в соответствии с
"правилом площадей"; взлетная масса 20 т; гермокабина; первый полет - 30
мая 1952 г., летчик И. М. Сухомлин; максимальная скорость 800 км/ч;
практический потолок 11500 м).
Начало разработки Бе-10 - 1953 г., в 1955 г. началась сборка первого
опытного самолета. Для летных испытаний Бе-10 была создана база в районе
г. Геленджик (Тонкий Мыс). Первый полет состоялся 20 июня 1956 г.
(члены экипажа В. В. Курячий, Б. С. Фадеев, Г. Б. Гиляткин). Серийный
выпуск осуществлялся на Таганрогском авиазаводе в 1957 - 1960 гг.,
построено более 60 самолетов Бе-10. В августе - сентябре 1961 г. Н. И.
Андриевский и Г. И. Бурьянов на Бе-10 установили 12 мировых рекордов по
классу летающих лодок (скорость 912 км/ч, потолок без груза 14962 м, с
грузом 15 т - 11997 м).
На самолете установлено следующее БРЭО : прицельно-навигационная РЛС,
оптический прицел для бомбометания и торпедометания. Предполагалось
оснащение самолета аппаратурой для целеуказания противокорабельным
ракетам, запускаемым с кораблей, ПЛ и береговых ПУ.
Для ведения разведки оснащен фотоустановкой, позволяющей производить
одним АФА (масса 100 кг) перспективную фотосъемку через правый и левый
бортовые люки. АФА на объект съемки наводился дистанционно, от прицела в
кабине штурмана (один аппарат заменял несколько ЛФА традиционной
конструкции).
Все члены экипажа размещались в катапультных креслах (летчик и штурман катапультировались вверх, стрелок-радист - вниз).
Тактико-технические характеристики:
Год принятия на вооружение - 1962
Размах крыла - 22,3 м
Длина самолета - 33,1 м
Высота самолета - 11,03 м
Площадь крыла - 111,8 кв.м
Угол стреловидности крыла - 35 град
Масса, кг
- пустого самолета - 24100
- нормальная взлетная - 45000
- максимальная взлетная - 48500
Тип двигателя - 2 ТРД Люльки АЛ-7ПБ
Тяга - 2 х 7500 кгс
Максимальная скорость - 912 км/ч
Крейсерская скорость - 800 км/ч
Перегоночная дальность - 4810 км
Практическая дальность - 2960 км
Практический потолок - 12500 м
Экипаж - 3 чел
Вооружение: 4 23-мм пушки НС-23. Боевая нагрузка - до 3300 кг в отсеке боевой нагрузки: торпеды, бомбы.