ОКБ им. Антонова Ан-74
Военно-транспортный самолет
Самолет разработан на базе Ан-72 в начале 80 х годов для выполнения
транспортных операций в условиях крайнего севера (прототип самолета имел
обозначение АН 72А, Антарктический. Серийный выпуск самолетов Ан-74 был
начат в 1989 году.
По сравнению с базовой моделью самолет имеет более совершенное бортовое
радиоэлектронное оборудование, в частности - более мощный радиолокатор.
На нем установлена новая эффективная противообледенительная система,
усовершенствованная система обогрева и вентиляции кабин, в соответствии с
новыми задачами изменена компоновка кабины пилотов и грузовой кабины,
появилась возможность замены колесного шасси лыжами Ан-74 успешно прошел
сертификацию, о его высоких эксплуатационных характеристиках
свидетельствует, например, факт посадки самолета этого типа под
управлением С. Горбика на подготовленную на льдине взлетно-посадочную
площадку длиной 600 м. При этом полярникам был доставлен груз массой
2000 кг.
Удачная конструкция Ан-74 послужила основанием для разработки
транспортных самолетов АН 74Т-100 и Ан-74Т-200А, предназначенных для
перевозок 10 т груза (в том числе на рампе - 1 т) со скоростью 600-700
км/час на дальность 1350 км. С грузом 3 т дальность полета составляет
4200 км. Самолеты могут систематически эксплуатироваться на аэродромах
как с бетонным, так и с грунтовым галечным покрытием. В отличие от
Ан-74Т-200А, экипаж которого состоит из двух человек, самолет Ан-74Т-100
имеет увеличенный до 4 человек экипаж и предназначен для выполнения
полетов повышенной сложности. Оба самолета имеют сертификаты летной
годности.
Проведенный АНТК "Антонов" анализ грузоперевозок показал, что
экономически выгодно грузовые и пассажирские перевозки осуществлять
одним самолетом, который в короткое время может быть переоборудован
(конвертирован) из пассажирского в транспортный и наоборот. Исходя из
этого, на базе транспортного самолета Ан-74 были созданы конвертируемые
варианты Ан-74ТК-100 и Ан-74ТК-200.
По желанию заказчика кабина экипажа может оборудоваться:
- на четыре человека: командир, второй пилот, штурман, борттехник (вариант Ан-74ТК-100);
- на два человека: командир и второй пилот (вариант Ан-74).
В пассажирской кабине самолетов обоих вариантов размещены складывающиеся
пассажирские кресла. Вдоль обоих бортов установлены также
складывающиеся закрытые багажные полки с осветительным и кислородным
оборудованием, динамиками, кнопками вызова проводника. В передней части
кабины предусмотрено место для бортпроводника, здесь же находится и
небольшая кухня. На самолете имеется также стационарный туалет с
необходимым набором сантехнического оборудования. Для обеспечения
аварийной эвакуации пассажиров самолет имеет четыре аварийных выхода.
Вход и выход пассажиров в нормальном режиме осуществляется через
грузовую рампу, дополненную откидным трапом. В хвостовом отсеке фюзеляжа
размещены вместительные багажные полки для ручной клади. Багажный отсек
отделен от пассажирской кабины жесткой легкосъемной перегородкой.
Конвертируемость самолета достигается благодаря установленному на нем
комбинированному комплексу транспортного и пассажирского оборудования,
позволяющему в короткое время переходить от одного варианта к другому.
При перевозке груза:
- кресла складываются и пристегиваются к бортам самолета,
- багажные полки складываются и закрепляются на бортах фюзеляжа в потолочной части пассажирской кабины;
- перегородки и багажные полки демонтируются с рампы и закладываются в специально отведенные для них места на самолете.
При подготовке к перевозке пассажиров эти операции выполняются в
обратной последовательности. Передняя часть пассажирской кабины
ограничена силовой перегородкой, выполняющей роль барьерной стенки для
защиты экипажа при аварийной посадке с грузом.
Самолет оснащен бортовым погрузочным устройством и лебедкой.
На линиях с постоянным грузопотоком самолет может быть оснащен
рольганговым оборудованием для загрузки и швартовки поддонов и
контейнеров. Перевозка грузов возможна в контейнерах LD-3, LD-6 или
спакетированными на поддонах 2L3P и LD-3 pallet.
На самолетах Ан-74ТК-100 и Ан-74ТК-200 установлены двухконтурные
турбореактивные двигатели Д-36 серии ЗА, обеспечивающие сохранение
постоянного значения взлетной тяги до температуры наружного воздуха +33°
С.
Наличие вспомогательной силовой установки, бортовых средств
погрузки-выгрузки грузов, шасси с пневматиками низкого давления
обеспечивают автономную эксплуатацию самолета как на взлетно-посадочных
площадках с искусственным покрытием, так и грунтовых аэродромах.
Высокое расположение двигателей исключает попадание в воздухозаборники
посторонних предметов при взлете и посадке далее при эксплуатации на
галечных аэродромах.
Другой модификацией Ан-74 является вновь разработанный Ан-74ТК-300,
главным отличием которого от существующих образцов является перенос
двигателей под крыло на пилоны. По информации АНТК "Антонов", на этой
модификации достигнуто увеличение в 1,5-2 раза транспортных возможностей
и существенное улучшение его экономической эффективности.
Основные тактико-технические характеристики самолета:
Год принятия на вооружение - 1989
Размах крыла - 31,89 м
Длина самолета - 28,07 м
Высота самолета - 8,65 м
Площадь крыла - 98,62 кв.м
Масса, кг
- пустого самолета - 19000
- максимальная взлетная - 35000
Тип двигателя - 2 ТРД Прогресс (Лотарев) Д-36
Тяга - 2 х 6500 кгс
Максимальная скорость - 700 км/ч
Крейсерская скорость - 600 км/ч
Практическая дальность - 4300 км
Дальность действия - 2800 км
Практический потолок - 11800 м
Экипаж - 2-4 чел
Полезная нагрузка: 52 пассажира или до 10000 кг груза