ОКБ им. Антонова Ан-124 Руслан
Обозначение НАТО: CONDOR
Тяжелый военно-транспортный самолет
Тяжелый дальний военно-транспортный самолет Ан-124 "Руслан", созданный в
ОКБ имени О.К. Антонова, на сегодняшний день самый большой самолет
военно-транспортной авиации в мире. Он предназначен для перевозки на
большую дальность штатной боевой и обеспечивающей техники мотострелковой
и воздушно-десантной дивизии, парашютного десантирования грузов и
боевой техники с расчетами (экипажами), перевозки крупногабаритных и
тяжелых народно-хозяйственных грузов.
Свой первый полет опытный образец "Руслана" совершил 21 декабря 1982 г. в
Киеве. Машину поднял экипаж в составе летчиков-испытателей В.И.
Терского (командир корабля) и А.В. Галуненко, бортинженеров А.М.
Шулещенко и В.М. Воротникова, штурмана А.П. Поддубного, бортрадиста М.А.
Тупчиенко, ведущих инженеров по испытаниям М.Г. Харченко и B.C.
Михайлова.
Серийное производство самолета было развернуто на КиАПО и Ульяновском АПК АО "АВИАСТАР".
Ан-124 выполнен по обычной для тяжелых военно-транспортных самолетов
схеме высокоплана со стреловидным крылом сравнительно большого
удлинения, однокилевым хвостовым оперением и многоколесным убирающимся в
полете шасси. В конструкции планера самолета широко используются
композиционные материалы.
Фюзеляж самолета разделен на две палубы и в интересах удобства
обслуживания, ремонта и увеличения ресурса разбит на ряд герметичных
отсеков специализированного назначения: грузовая кабина для размещения
перевозимой техники и грузов, верхняя передняя палуба для размещения
основного и сменного экипажей (по 7 чел.) и оборудования, верхняя задняя
палуба для размещения людей, сопровождающих технику и грузы (80 чел.).
Наддув грузовой кабины обеспечивает перепад давления не менее 25 кПа.
Это позволяет перевозить пассажиров на высоте 8000 м без кислородного
оборудования.
Благодаря наличию переднего (откидывающаяся носовая часть) и заднего
грузовых люков обеспечивается возможность оперативно осуществлять
погрузку и выгрузку нестандартных грузов с обоих направлений.
Герметичная грузовая кабина (длина 36,5 м, без рампы - 26,5 м, ширина
6,4 м, высота 4,4 м) обеспечивает перевозку грузов общей массой до 120
т, парашютное десантирование грузов общей массой до 100 т на платформах,
а также специально подготовленных грузов и техники, исключающих
применение платформ. Объем грузовой кабины превышает 1000 м3.
Выполненный из титанового сплава пол грузовой кабины допускает погрузку
всех видов самоходной и несамоходной колесной и гусеничной техники с
нагрузкой на ось до 12 т при размещении в один ряд и до 10 т при
размещении в два ряда. Кабина оборудована двумя бортовыми погрузочными
кранами грузоподъемностью по 10 т и передвижными напольными
электрическими лебедками с тяговым усилием до 4,5 т каждая. Имеющееся на
самолете роликовое оборудование позволяет загружать и выгружать
моногрузы массой до 50 т.
Многоколесное шасси оснащено системой приседания, благодаря которой
значительно уменьшается наклон рамп и облегчается процесс погрузки и
выгрузки техники и грузов. Каждая основная опора шасси состоит из пяти
независимых двухколесных стоек, передняя опора - из двух стоек, каждая
из которых имеет два колеса. Система управления поворотом передних стоек
способствует развороту самолета на ВПП шириной до 50 метров с
использованием асимметрии тяги двигателей. Для полного использования
боевых возможностей Ан-124 должен эксплуатироваться с бетонированных ВПП
длиной более 3000 м. Однако, несмотря на большие размеры и массу,
самолет способен выполнять полеты и с грунтовых ВПП.
Силовая установка состоит из четырех ТВД большой степени двухконтурности
Д-18Т конструкции В.А. Лотарева. Кроме огромной мощности (23400 кгс),
эти двигатели отличаются малой массой, низким расходом топлива и
невысоким уровнем шума. Максимальная масса топлива, ограниченная
взлетной массой самолета, составляет 213740 кг. Имея грузоподъемность и
дальность полета, в 2-3 раза большие, чем Ан-22 и Ил-76, "Руслан"
расходует топлива на 1 тонно-километр перевезенного груза в 2,5-3 раза
меньше. Дальность полета Ан-124 с максимальной нагрузкой 120 т
составляет 5600 км, а с нагрузкой 40 т 11000 км, и по этому показателю
он превосходит американский тяжелый военно-транспортный самолет C-5B
Galaxy.
Самолет оснащен системой автоматического ЭДСУ, автоматизированной
системой штурвального управления, четырехканальным гидравлическим
комплексом, высоконадежными системами электроснабжения и
жизнеобеспечения экипажа. Всего в системах управления самолетом
задействовано 34 компьютера.
Ан-124 оснащен навигационной РЛС, инерциальной системой повышенной
надежности, пилотажно-навигационным прицельным комплексом ПНПК-124,
автоматизированным комплексом радиосвязи ТИП-15, радионавигационной
аппаратурой "Лоран" и "Омега".
В 1985 г. на самолете Ан-124 "Руслан" был установлен 21 мировой рекорд, в
том числе по грузоподъемности (171219 кг на высоту 2000 м), а в 1987 г.
рекорд дальности полета по замкнутому маршруту (20150,92 км).
В 1985 г. Ан-124 демонстрировался на авиасалоне в Париже. На вооружение
военно-транспортной авиации СССР самолет поступил в январе 1987 года. По
состоянию на начало 1998 г. было построено 54 летных экземпляра и один
планер самолета для статиспытаний. Сегодня Ан-124 эксплуатируются двумя
полками военно-транспортной авиации России (26 самолетов), а также 6-ю
авиакомпаниями России и Украины.
Модификации
Ан-124-100. Для перевозки коммерческих грузов была создана и в 1992 году сертифицирована гражданская модификация Ан-124-100.
Ан-124А. Дальнейшим развитием "Руслана" может стать его новая
модификация - Ан-124А, которая будет иметь улучшенные ВПХ, что обеспечит
его эксплуатацию с аэродромов 2-го класса.
Основные тактико-технические характеристики:
Год принятия на вооружение - 1987
Размах крыла - 73,3 м
Длина самолета - 69,1 м
Высота самолета - 20,78 м
Площадь крыла - 628,0 кв.м
Масса, кг
- пустого самолета - 173000
- нормальная взлетная - 392000
- максимальная взлетная - 405000
Внутреннее топливо - 213715 кг
Тип двигателя - 4 ТРДД Прогресс (В.А.Лотарев) Д-18Т
Тяга - 4 х 23405 кгс
Крейсерская скорость - 865 км/ч
Практическая дальность - 16500 км
Дальность действия - 5600 км
Практический потолок - 12000 м
Экипаж - 6-7 чел
Полезная нагрузка: 88 человек или 120000-15000 кг груза.