ОКБ им. Антонова Ан-12
Обозначение НАТО: CUB
Военно-транспортный самолет
Ан-12 "Куб" (первый полет в 1957 г.) создавался как военно-транспортный
самолет для Советских ВВС. Его хвостовая часть была резко скошена вверх,
так как там располагался грузовой люк, позволявший производить прямую
загрузку техники. В самом конце фюзеляжа, прямо за рулем высоты было
оборудовано место для стрелка. Ан-12 в основном использовался для
переброски парашютно-десантных войск.
В 1966 г. для этих целей остались в эксплуатации более 100 машин. Кроме
того, небольшое количество Ан-12 "Куб-A" и "Куб-B" были оборудованы для
ведения электронной разведки, а Ан-12 "Куб-С" - для электронного
радиопротиводействия. "Куб-А" был снабжен дополнительными антеннами,
"Куб-В" имел набор обтекаемых радиолокационных антенн в нижней части
фюзеляжа, а "Куб-С" был оборудован другим набором антенн, одна из
которых была расположена на месте 23-миллиметровой хвостовой пушки
"Куба".
Створки грузового люка гражданской модели при открывании превращались в
аппарель, с помощью которой велись все погрузочно-разгрузочные работы.
Эти грузопассажирские самолеты начали использоваться Аэрофлотом в
феврале 1966 г. В хвостовой части военных транспортных самолетов была
установлена пушка, замаскированная и закрытая обтекателем. К моменту
прекращения производства в 1973 г. было изготовлено 350 самолетов Ан-12
гражданской и военной версии.
Самолеты Ан-12 поставлялись Афганистану, Алжиру, КНР, Чехословакии,
Эфиопии, Индии, Ираку, Иордании, Малайзии, Польше, Югославии. Они
применялись в локальных войнах и вооруженных конфликтах практически во
всех регионах мира.
Несколько сот экземпляров Ан-12, имеющихся в составе ВВС России,
планируется заменить в начале следующего десятилетия машинами нового
поколения Ан-70 или Ту-330ВТ.
Модификации самолета:
Ан-12, Ан-12А, Ан-12Б, Ан-12БК, Ан-12П, Ан-12АП и Ан-12БП - транспортные самолеты.
Ан-12БК-ИС - военно-транспортный самолет, оборудованный для ведения РЭП.
Ан-12ПП и Ан-12БК-ППС - самолеты РЭП.
Ан-12БП Циклон - самолет-метеолаборатория.
Тактико-технические характеристики самолета:
Год принятия на вооружение - 1958
Размах крыла - 38,0 м
Длина самолета - 22,1 м
Высота самолета - 10,53 м
Площадь крыла - 121,7 кв.м
Масса, кг
- пустого самолета - 28000
- нормальная взлетная - 55100
- максимальная взлетная - 61000
Внутреннее топливо - 18100 л
Тип двигателя - 4 ТВД Прогресс (Ивченко) АИ-20К
Мощность - 4 х 4250 л.с.
Максимальная скорость - 777 км/ч
Крейсерская скорость - 670 км/ч
Практическая дальность - 5700 км
Дальность действия - 3200 км
Практический потолок - 10200 м
Экипаж - 5+1 чел
Полезная нагрузка: 90 солдат или 60 парашютистов или 20000 кг груза.
Вооружение: 2 х 23-мм пушки НР-23.