НТК им. Бериева А-50
Обозначение НАТО: Mainstay
Самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления
Создан на базе военно-транспортного Ил-76МД на Таганрогском авиационном
научно-техническом комплексе им. Г.М.Бериева совместно с НПО "Вега-М" и
НИИ приборостроения.
А-50 может применяться для обнаружения и сопровождения воздушных целей и
надводных кораблей, оповещения командных пунктов автоматизированных
систем управления видов Вооруженных Сил о воздушной и надводной
обстановке, применяться для управления самолетами истребительной и
ударной авиации при их наведении на воздушные, наземные и морские цели, а
также служить воздушным командным пунктом.
Разработка машины, предназначенной для замены самолета подобного
назначения - Ту-126, началась в 1965 г , а в 1984-м А-50 поступил на
вооружение. Установлен радиотехнический комплекс "Шмель", разработанный в
НПО "Вега-М" и включающий РЛС, аппаратуру определения
госпринадлежности, систему обработки информации и ее отображения на
рабочих местах тактического экипажа, систему цифровой помехозащищенной
связи с наземными и корабельными пунктами, а также с взаимодействующими
самолетами. Высококогерентная импульсно-доплеровская РЛС
трехкоординатная, кругового обзора позволяет обнаруживать и сопровождать
по траекториям движения воздушные цели (включая малоразмерные, например
крылатые ракеты) в свободном пространстве и в условиях маловысотного
полета на фоне подстилающей поверхности (вода и земная поверхность
любого рельефа: степь, лес, горы), а также надводные корабли. Антенна
РЛС размещена в грибовидном надфюзеляжном обтекателе. ЭВМ, используемая в
составе комплекса, выполнена на гибридных микросхемах.
Наведение самолетов осуществляется как по автоматизированным каналам
передачи данных, так и в ручном режиме при использовании обычных каналов
связи с подачей команд в эфир голосом. На командные пункты
автоматизированных систем управления (КП АСУ) видов вооруженных сил
информация о траектории движения целей передается по цифровым линиям
связи через специальные приемно-передающие центры. Дальность передачи
информации на КП АСУ по радиолиниям МВ и ДМВ диапазонов 350 км, КВ
диапазона 2000 км. При работе на большем удалении от КП для передачи
данных используется спутниковая связь.
Самолет оснащен цветными экранными индикаторами, информация на которых
отображается в буквенно-цифровом (номер, курс, высота и скорость полета
истребителя-перехватчика и остаток топлива на нем) и панорамном виде.
Имеется аппаратура документирования данных. По мнению главного
конструктора комплекса "Шмель" В. П. Иванова, уступая американскому E-3
"Сентри" в дальности обнаружения целей и по числу автоматизированных
каналов наведения, А-50 превосходит его по уровню выделения целей на
фоне мешающих отражений от земной поверхности. Установленная на А-50
аппаратура тяжелее американского оборудования аналогичного назначения
примерно в полтора раза.
Самолет оборудован системой дозаправки топливом в полете методом шланг -
конус. Имеются устройства выброса ложных тепловых целей и
радиолокационных отражателей.
В настоящее время создается модернизированный вариант самолета А-50М,
оснащенный усовершенствованным радиолокационным комплексом. На
вооружении ВВС России на настоящее время находится 25 машин.
Модификации самолета:
А-50 - первая серийная модификация.
А-50М - модернизированный вариант самолета А-50М, оснащенный усовершенствованным радиолокационным комплексом.
Adnan 1 - самолет ДРЛО на базе ИЛ-76МД для ВВС Ирака с РЛС Thompson-CSF Tiger G.
Baghdad - другое обозначение Adnan 1.
Adnan 2 - вариант Adnan 1 для контроля и наведения истребителей.
Тактико-технические характеристики самолета А-50:
Год принятия на вооружение - 1984
Размах крыла - 50,5 м
Длина самолета - 46,59 м
Высота самолета - 14,8 м
Максимальный диаметр фюзеляжа - 4,8 м
Площадь крыла - 300 кв.м
Масса, кг
- нормальная взлетная - 190000
Тип двигателя - 4 ТРД ПС-90А
Тяга - 4 х 16000 кгс
Максимальная крейсерская скорость - 800 км/ч
Практическая дальность - 7500 км
Практический потолок - 12000 м
Экипаж - 5 чел + 10 РТК