Dassault-Breguet / Dornier Alpha Jet
Легкий штурмовик
Международная программа создания самолета Дассо-Бреге/Дорнье Альфа Джет
была официально объявлена 22 июля 1969 г. После оценки опытных
экземпляров 26 марта 1975 г. был начат серийный выпуск самолетов
Самолет представляет собой двухместный двухдвигательный моноплан с
высокорасположенным стреловидным крылом. Угол стреловидности по линии
четвертей хорд составляет 28°. Самолет имеет однокилевое хвостовое
оперение. Все три стойки шасси в полете убираются в фюзеляж.
Оборудованная катапультируемыми креслами герметизированная кабина
находится в передней части фюзеляжа. В качестве силовой установки
используются два двухконтурных турбореактивных двигателя "Ларзак-04 С6" с
тягой по 1350 кгс каждый. Воздухозаборники двигателей находятся по обе
стороны фюзеляжа.
"Альфа Джет" оснащен приемопередатчиками, работающими в KB и УКВ
диапазонах волн, радиокомпасом, радиовысотомером, а также бортовой
аппаратурой следующих систем: посадки по приборам, опознавания
"свой—чужой", навигационных ТАКАН и доплеровской. Предусматривается
установка на нем лазерного дальномера.
Система управления оружием позволяет: непрерывно автоматически
рассчитывать и отображать точку падения боеприпасов при бомбометании,
пуске ракет и стрельбе из пушки по наземным целям; вести огонь из пушки
по воздушной цели, находящейся на одной из двух заранее заданных
дальностей, с учетом поправки на ракурс; применять оружие вручную (без
использования вычислителя). Боевая нагрузка размещается на пяти внешних
узлах подвески: одном под фюзеляжном и четырех подкрьшьевых (два на
каждой консоли крыла).
Самолет поставляется в четырех вариантах: учебно-тренировочный Альфа
Джет E Эколь (Ecole) для Франции; легкий штурмовик Альфа Джет A Аппью
(Appui) для Германии; Альфа Джет 2, первоначально известный под
обозначениями MS-1 и MS-2, а позднее NGEA, оснащенный новым авиационным
электронным оборудованием, дисплеем над головой пилота, инерционной
системой навигации и лазерным дальномером для обеспечения прицельности
нанесения удара). И, наконец, самолет Альфа Джет 3 ATS, первоначально
имевший название Лансье (Lancier).
Самолет Альфа Джет 2 имеет полностью интегрированную инерциальную
навигационную систему SAGEM Улисс (Uliss) 81 INS, радарный альтиметр TRT
(метод измерения временных интервалов между приемами сигналов при
сканировании в прямом и обратном направлениях, пропорциональных
положению самолета в соответствующей плоскости), гиромагнитный компас
SFIM, аппаратуру засекречивания связи CSF фирмы Томсон (Thomson),
пилотажно-проекционный или коллиматорный индикатор HUD и лазерный
дальномер TMV 630, установленный на носовой части фюзеляжа. Самолет был
оснащен более мощными двигателями Ларзак (Larzac) 04-C20, развивающими
тягу 1440 кг (3175 фунтов). первый полет Альфа Джет 2 совершил в апреле
1982 г., а в июне 1983 г. была осуществлена первая поставка в Египет
(который заказал 45 самолетов) и в Камерун (7 машин).
Самолет Альфа Джет 3 ATS, оснащенный двигателем Ларзак (Larzak) 04-С20,
был создан на базе Альфа Джет 2 и является эффективным летающим
тренажером, оснащенным усовершенствованной системой VEM 130 HUD
(пилотажно-проекционный или коллиматорный индикатор), новыми типами
датчиков, радаром типа Аджав/Анемон (Agave/Anemone) для ночного
пилотирования и перехвата, обтекаемым подвесным контейнером с бортовой
инфракрасной системой "Флир" для обнаружения целей в передней полусфере,
обтекаемым подвесным контейнером с лазерным определителем, подвесным
вооружением с лазерным наведением и системой электронных средств ведения
войны. Первый из четырех прототипов Альфа Джет был облетан 26 октября
1973 г.
Поставки самолетов Альфа Джет Е для французской военной авиации начались
летом 1978 г., а самолета Альфа Джет A для Люфтваффе - в марте 1979 г.
Они затребовали 200 и 176 самолетов соответственно, и те были поставлены
в начале 1982 г. Заказы на все варианты самолетов Альфа Джет достигли
цифры более чем 500 экземпляров. Один самолет Альфа Джет А в 1980 г. был
модифицирован для оценки экспериментального околозвукового крыла с
суперкритическим профилем, разработанного фирмой Дорнье. На самолет были
установлены маневренные предкрылки и закрылки. Он совершил первый полет
12 декабря 1980 г.
Характеристики штурмовика "Alpha Jet":
Год принятия на вооружение — 1980
Размах крыла — 9,11 м.
Длина самолета — 13,23 м.
Высота самолета — 4,19 м.
Вес снаряженного самолета — 3345 кг.
Нормальная взлётная масса — 5000 кг.
Максимальная взлетная масса — 8000 кг.
Двигатели — 2 х ТВД SNECMA/Турбомека Ларзак 04-С6
Максимальная тяга — 2 х 1350 кгс.
Максимальная скорость на высоте 10 км — 927 км/ч.
Максимальная скорость на уровне моря — 1038 км/ч.
Скороподъемность у земли — 57 м/с.
Практический потолок — 9150 м.
Практическая дальность — 4000 км.
Боевой радиус действия с максимальным запасом топлива — 390-1075 км.
Максимальная боевая нагрузка — 2500 кг.
Вооружение:
1 27-мм пушка Mauser BK27 с 150 патронами. Боевая нагрузка - 2500 кг на 5 узлах подвески. Более 75 видов оружия.
Типовое воружение:
УР: 2 УР "возду-воздух" Matra R550 Magic, 2 УР "воздух-земля" AGM-65 Maveric
Бомбы: 6 типа Durandal, 6 кассетных BLG66 Belouga, 4 кассетных BL755, 4
400-кг с лазерным наведением Matra BLG400, 4 400-кг кассетных
Thomson-Brandt, 4 400-кг обычные , 6 250-кг, 4 гранатомета Alkan 530,
НУР: 4 ПУ LAU-61/A или LAU-3/A 19х70-мм, 4 ракетных контейнера Matra F1
36x68-мм 4 ПУ Matra 155 18x68-мм. Контейнеры Dassault CC421 с 30-мм
пушкой DEFA.