«Украи́нские Со́колы» — украинская пилотажная группа, выполнявшая высший пилотаж на самолётах МиГ-29. Группа была создана в 1995году и состояла из 6 МиГ-29. В 2002 году полёты группы были прекращены, а группа расформирована. Одной из причин данного решения было участие одного члена группы в Скниловской авиакатастрофе.
Идея создания группы возникла в 1992 году, когда состоялись демонстрационные сольные полеты украинских экипажей на истребителях МиГ-29 и МиГ-29УБ в городах Канады и США. Украинские лётчики увидели выступления пилотажных групп ВВС США «Буревестники» на самолётах F-16 и ВМС США «Голубые Ангелы» на самолётах F/A-18A, F/A-18B. Осенью 1995 года было принято решение о создании пилотажной группы «Украинские Соколы» в Кировском, на базе лётно-испытательного комплекса Государственного авиационного научно-испытательного центра Вооруженных сил Украины, который расположен под Феодосией. Командиром группы был назначен полковник Виктор Россошанский. В 2002 году группа была расформирована.
В 1996 году «Украинские Соколы» начали тренироваться на учебно-тренировочных самолётах Л-39. Начиналось с одиночных полётов, затем парой, а затем и тройкой. На Л-39 отрабатывались фигуры пилотажа, групповая слётанность и нештатные ситуации. В начале лета 1996 году «Соколы» пересели на МиГ-29. 9 мая 1997 года «Украинский Соколы» выполнили выступление над аэродромом «Чайка» под Киевом. К тому времени в мире было всего 5 групп, которые выступали на боевых самолётах — американские «Буревестники» и «Голубые Ангелы», российские «Русские Витязи», «Стрижи», «Небесные Гусары». Остальные пилотажные группы выступали на учебно-боевых самолётах.
В июле 1997года группа приняла участие в крупнейшем военном авиашоу Air Tatto на базе Фейфорд в Великобритании. В 1996 году группа получила приз за лучший групповой пилотаж в чешском городе Градец-Кралове. Также были выступления на международном авиашоу в Турции. В сентябре 2001 года, группа впервые в истории в один день выполнила два демонстрационных полета: над набережной Днепра в Кременчуге и над военным аэродромом в Полтаве во время празднования дня города. Последний полет пилотажная группа «Украинские Соколы» выполнила 5 октября 2001 года, выполнив групповой пролёт вблизи города Саки.
Летом 1996 года
в процессе отработки пилотажной фигуры «бочка» произошло столкновение
двух самолётов, пилотируемых Павлом Королевым и Виктором Россошанским. У
одной машины было повреждено крыло, а у второй — киль. Мастерство и
выдержка лётчиков позволила приземлить оба самолёта.
В конце 1998 года
во время тренировочного полета резко ухудшилась погода, и во время
приземления потерпел авиакатастрофу самолёт, пилотируемый полковником
Сергеем Дудкиным. Лётчик погиб.
Бывший член «Украинский Соколов» полковник Владимир Топонарь был командиром экипажа самолёта Су-27УБ, который разбился во время авиационного шоу на Скниловском аэродроме. Он остался жив, был признан виновным в трагедии и приговорён к длительному сроку заключения — 14 лет.
Виктор Россошанский — с 1996 г.
Сергей Дудкин — с 1996 г.
Павел Королев — с 1996 г.
Сергей Ковалев — с 1996 г.
Владимир Топонарь — с 1996 г.
Эдуард Сотников — с 1996 г.
Михаил Лампик — с 1998 г.
Игорь Овчинников — с 1998 г.
28 сентября 2010 года президент Украины Виктор Янукович поддержал инициативу Министерства обороны Украины возобновить пилотажную группу Военно-воздушных сил Вооруженных сил Украины «Украинские Соколы». 25 мая 2011 года на полигоне в/ч А-4465, облетывали пять модернизированных учебно-боевох самолёта L-39, подготовленых для пилотажной группы