Туркменская воздушная
граница
Начать
этот рассказ следует с 1950 г., когда в связи с
ухудшившейся обстановкой на границе с Ираном
назрела необходимость усиления дислоцированной
здесь советской авиационной группировки. Для
этого было принято решение о создании в
Туркестанском ВО новой, 38-й истребительной
авиадивизии, возглавить которую поручили п-ку М.
Р. Грядунову. Первыми ее частями стали 152-й ИАП и
предназначенный для его обслуживания БАТО, приказ о создании которых вышел 23
декабря 1950 г. Командиром нового авиаполка стал
Герой Советского Союза гвардии м-р А. П. Чурилин,
которому вскоре присвоили звание подполковника.
13 января 1951 г. он вместе с группой офицеров из 10
человек прибыл в Самарканд и приступил к
непосредственному формированию части. 17 марта
его летчики получили первые боевые самолеты
полка, перегнав из Карши девять Як-3. 29 июля 1952 г.
полк перебазировался на вновь отстроенный после
катастрофического землетрясения 1948 г. аэродром
Ак-Тепе и вскоре заступил на боевое дежурство.
Практически одновременно со 152-м ИАП был
сформирован и вошел в состав 38-й дивизии 156-й полк.
Однако эта часть создавалась на территории
Московского ВО и сразу же приступила к освоению
реактивных МиГ-15бис. В Средней Азии полк оказался
только в 1953 г., перебазировавшись на аэродром
Ма-ры-2. Кроме того, в 38-ю дивизию входил 188-й ИАП.
В
течение 1953-1960 гг. состав самолетного парка
дивизии существенно изменился, его основу теперь
составляли МиГ-17. В течение почти всего этого
периода каких-либо инцидентов в ее зоне
ответственности не произошло - самолеты ВВС
Ирана и США ограничивались, в основном, полетами
вдоль границы. Но летчикам 38-й НАД все же
приходилось применять оружие - на их счету около
десятка сбитых автоматических аэростатов,
которые запускались с территории Ирана, Турции и
Греции. Днем боевого крещения 38-й НАД можно
считать 9 апреля 1960 г., когда границу Советской
Туркмении нарушил самолет-разведчик U-2,
пилотируемый к-ном Г. Пауэрсом. При возвращении
нарушителя из рейда командир 156-го ИАП подп-к П. Е.
Кузин поднял два МиГ-17, летчики которых получили
задание пересечь границу Ирана и преследовать U-2
до предела радиуса действия своих истребителей в
надежде, что тот снизится и его удастся
уничтожить. Они углубились в воздушное
пространство сопредельного государства на 250-300
км, однако успеха эта отчаянная попытка не имела,
и пилоты с трудом, почти при пустых баках,
вернулись на свой аэродром.
Возможно, этот случай послужил поводом для
кардинального реформирования дивизии. Уже в мае
ее передали в состав 30-го отдельного корпуса ПВО,
заменив при этом 188-й ИАП на 735-й. Этот полк был
сформирован в начале 50-х гг. и сначала зачислен в
состав 100-й истребительной дивизии, находившейся
в Ярославском соединении ПВО. В 1954 г. его передали
в 13-ю ГИАД ТуркВО, и аэродромом базирования стал
Ханабад под г. Карши (Узбекистан), где часть
осталась и после передачи в 38-ю дивизию.
Окончательная адаптация 38-й НАД в системе ПВО
произошла в феврале 1961 г., когда это соединение
было переформировано в 17-ю дивизию ПВО, в которую,
кроме названных авиаполков, вошли
зенитно-ракетные и радиотехнические части.
Одновременно со структурными изменениями
вооружение 30-го ОК ПВО было существенно усилено.
Корпус получил более 100 новейших ЗРК С-75
"Двина" и значительное количество
современных РЛС. Авиаполки в срочном порядке
переучились на сверхзвуковые МиГ-19П, а, кроме
того, немного позднее одна эскадрилья 156-го ИАП
освоила всепогодные Як-28П.
Первым
летчиком 17-й дивизии, удостоенным
правительственной награды, стал к-н А. С. Карпенко
из 152-го ИАП. 29 ноября 1962 г. во время выполнения
учебного задания на его МиГ-19 произошел
серьезный отказ силовой установки. Летчик должен
был катапультироваться, но тогда самолет
неминуемо упал бы на город Безмеин. Карпенко смог
отвести машину в сторону и покинул ее только над
пустынной местностью. За этот подвиг 10 апреля 1963
г. пилот был награжден орденом Красной Звезды.
В январе
1963 г. 30-й ОК ПВО был развернут в 12-ю Отдельную
Армию ПВО, и вдоль границы с Ираном появились
новые позиции ЗРК. Это не осталось без внимания
со стороны спецслужб Ирана и США, которые решили
провести воздушную разведоперацию над данным
районом. Она была запланирована на 20 ноября 1963 г. -
день, когда в Иран с визитом отправилась
официальная делегация СССР во главе с Л. И.
Брежневым. Нарушение границы произошло рано
утром. Получив сообщение об этом, командир 152-го
ИАП п-к М. И. Привалов поднял с аэродрома Ак-Тепе
на перехват дежурную пару МиГ-19. Однако из-за
сильной мглы найти цель летчикам не удалось.
Тогда с Мары-2 взлетели два МиГ-19 156-го ИАП,
наведением которых занялся командир полка подп-к
Н. М. Хижняк. И хотя пилотам мешала все та же мгла,
ведущий пары к-н В. П. Павловский смог обнаружить
следовавший на высоте 2000 м самолет-нарушитель,
которым оказался двухмоторный поршневой L-26B
(военный вариант "Аэро-Коммандера-560"),
имевший иранскую гражданскую регистрацию.
Павловский дважды подавал сигналы "Следуй за
мной", но экипаж вторгшейся машины
проигнорировал их и, повернув в сторону Ирана,
стал уходить. Тогда с "земли" поступила
команда: "Цель за границу не пускать".
Выполняя ее, капитан в районе поселка Артык огнем
из пушек поджег L-26B, но тот все же перетянул за
"ленточку" и упал в районе г. Моминабад. Из
самолета выскочили три человека и спаслись от
взрыва топливных баков. После этого инцидента
Тегеран обвинил СССР в уничтожении гражданского
самолета в воздушном пространстве Ирана. Однако
расследование, проведенное штабом 12-й ОА ПВО при
участии командующего ТуркВО маршала И. И.
Федюнинского, доказало: L-26 был сбит над советской
территорией. Позднее агентура КГБ установила,
что в нем находились представители разведки
иранской и американской армий.
Эта
неудача не остановила коллег Джеймса Бонда от
дальнейших подобных акций. Вторую попытку они
предприняли осенью 1964 г. Накануне иранские
власти официально уведомили советскую сторону,
что в связи с земельной реформой намечено
проведение аэрофотосъемки вдоль границы от
Бахардена до Серахса, на удалении 8 км от ее линии.
Командование 12-й ОА ПВО решило подстраховаться и
поднять в воздух звено истребителей 156-го ИАП. Как
оказалось, опасения были не напрасны.
Проводивший аэрофотосъемку
"Аэро-Коммандер-560" "случайно" нарушил
границу в районе Серахсского выступа и углубился
в 20-км запретную зону. Это своевременно
обнаружили посты радиотехнических войск (РТВ), и
служба наведения оперативно вывела звено к-на
Печенкина на самолет-нарушитель. Истребители
зажали непрошеного гостя с двух сторон, после
чего его экипаж без долгих раздумий подчинился
командам и приземлился в районе запасного
грунтового аэродрома 156-го полка подТенженом, где
был арестован. На вопрос, почему они не
попытались уйти за границу, иранцы ответили:
"Если бы мы не выполнили команду на посадку,
нас тут же бы сбили...". Расследование,
проведенное под руководством начальника штаба
авиации ПВО СССР генерала И. П. Башилова,
показало, что как в первом, так и во втором случае
официальным работодателем экипажей
LКоммандеров¦ была Ирано-американская
географо-картографическая компания. Однако
отличная оснащенность самолетов специальной
аппаратурой и соответствующая подготовка
авиаторов американскими инструкторами
убедительно доказывали: рейды осуществлялись в
интересах разведслужб. В связи с тем, что экипаж
самолета-нарушителя беспрекословно выполнил
команду советских средств ПВО, через неделю
разбирательств и пребывания в Мэрах он вместе со
своим самолетом был передан иранской стороне.
Прошло
почти три года, и в том же районе была предпринята
еще одна попытка воздушной разведки мест
сосредоточения ЗРК 12-й ОА ПВО. Днем 28 июня 1967 г. в 37
км восточнее Ашхабада в воздушное пространство
СССР проник иранский легкомоторный самолет L-20A
Beaver, взявший курс на Мары. На его перехват
взлетела дежурная пара 156-го ИАП, ведомая
замкомэском к-ном О. Г. Степановым. Подойдя к
нарушителю, Степанов заставил его совершить
посадку на автостраду Ашхабад-Мары в 70 км от
Ашхабада.
В
середине 60-х гг. 156-й ИАП получил новейшие
перехватчики Су-9, но уже через несколько лет
перевооружился на Су-15, а чуть позже: на более
совершенные Су-15ТМ. 152-й полк долго летал на
стареньких МиГ-19 и только в 1977 г. перешел сразу на
истребители третьего поколения МиГ-23М. В 70-е гг.
много беспокойства личному составу 17-й дивизии
доставляли разведывательные АДА. Это были
"шары" нового поколения, запускались они с
турецкой базы в г. Эрзрум и несли внушительный
арсенал оборудования. В борьбе с
"дрейфовиками" особенно отличились летчики
152-го ИАП, которые записали на свой счет 7 АДА.
Первый из них сбил в 1971 г. м-р В. А. Гулей, он же
через пять лет уничтожил еще один. В 1972 и 1973 гг.
два аэростата сбил старший штурман полка подп-к
А. К. Белов. В сентябре 1975 г. еще один зонд
"снял" Н. М. Михеев. (Следует отметить, что
тогда с 11-го по 14-е сентября над территорией СССР
появились 11 АДА, имевшие высоту дрейфа 11000-14000 м и
скорость около 200 км/ч. По каждому из них
поднимались от одного до шестнадцати
перехватчиков, которые применяли УР, НАР и огонь
пушек. Им удалось уничтожить 8 "шаров" и у
двух отбить подвески). В 1978 и 1979 гг. еще два АДА
сбили Г. А. Чухонцев и Л. М. Орлов.
В 70-е гг.
в зоне оперативного контроля 17-й дивизии ПВО
происходили и единичные вторжения в воздушное
пространство СССР пилотируемых ЛА. Весной 1975 г. в
01 ч 20 мин границу нарушил иранский легкомоторный
самолет. Его своевременно обнаружили посты РТВ, и
на перехват с аэродрома Ак-Тепе взлетел на МиГ-19
ст. л-т В. Антипов. Цель шла на малой высоте над
горами, и обнаружить ее оказалось непросто. Тогда
советский летчик снизился и попытался отыскать
самолет-нарушитель на высоте его полета, но не
успел уклониться от склона горы и врезался в нее.
Иранской машине удалось уйти, а обломки
истребителя и останки летчика обнаружили только
спустя несколько дней в районе поселка Фирюза.
Летчики
152-го ИАП взяли полноценный реванш за гибель
своего товарища в 1978 г. 21 июля в 6 ч 21 мин в районе
приграничного поселка Багир, недалеко от
Ашхабада, наземные посты обнаружили четыре
вертолета СН-47С "Чинук" ВВС Ирана, которые
углубились в советское воздушное пространство
на 15-20 км. В 6.26 цели были обнаружены
радиотехническими средствами авиабазы Ак-Тепе, и
прибывший на КП полка заместитель командира
части подп-к Ю. А. Милослав-ский поднял на
перехват МиГ-23 под управлением к-на А. В.
Демьянова. Тот обнаружил один вертолет, но
опознать его не сумел и принял за своего. К тому
же, летчик получил с "земли" команду:
"Оружие не включать" Близко не
подходить!". В ответах Демьянова при
радиообмене чувствовалась какая-то
неуверенность, и он был возвращен на аэродром.
В 6.52
Милославский поднял второй истребитель,
пилотируемый к-ном В. И. Шкиндером. Вскоре летчик
доложил, что вертолеты опознаны, после чего
получил команду: "Атакуйте!". "Чинуки"
шли парами на юго-восток вдоль Каракумского
канала, но, когда иранцы обнаружили, что их
преследует истребитель, они тут же развернулись
и стали уходить к горам, в сторону границы.
Получив команду на уничтожение цели, Шкиндер
выпустил по ближайшему СН-47 две ракеты Р-60. Тут же
на КП последовал его доклад: "Первый
уничтожил...". Через 8 секунд он уточнил:
"Первый упал на землю, горит. Второй уходит к
границе. До границы 5 км, постараюсь уничтожить
второй вертолет, сейчас доверну".
Милославский, чувствуя, что пилот вошел в боевой
азарт, предупредил его: "Близко не подходи".
В ответ последовало взволнованное сообщение:
LВторой дымит, полетели куски от него, пошел к
границе...". На запрос КП: "Чем работали?",
летчик ответил: "Пушкой" (расход снарядов
составил 72 штуки). С момента вылета прошло всего 5
мин 26 с.
Первый
"Чинук", пораженный двумя ракетами, упал в
районе поселка Гяуре и полностью сгорел, а вместе
с ним погибли и все 8 человек, находившихся на
борту. Второй СН-47, получив попадания в двигатель,
совершил вынужденную посадку в районе Гяурсской
погранзаставы, и четыре члена его экипажа были
задержаны пограничниками. Ведущая пара
вертолетов успела уйти. Экипаж подбитого
"Чинука" около недели находился в Ашхабаде
под арестом, затем его перевезли в Москву. Вскоре
советская сторона заявила, что "иранские
вертолеты заблудились и непреднамеренно
нарушили советскую границу", после чего экипаж
и останки восьми погибших иранцев вернули
Тегерану. Через месяц находившийся в Гяурсе СН-47
был восстановлен советскими специалистами, и
иранцы перегнали его на родину. Инцидент был
исчерпан. Однако, со слов техников,
ремонтировавших этот "Чинук", на подбитом и
сбитом вертолетах стояло разведывательное
фотооборудование, а на уцелевшей машине были
обнаружены несколько отснятых кассет.
Валерий
Шкиндер вскоре был переведен на другое место
службы. Его представляли к ордену Боевого
Красного Знамени, но Кремль ограничился
благодарностью, сославшись на "сложную
международную обстановку"! Считается, что к-н
Шкиндер провел первый результативный бой на
истребителе с вертолетом в истории Советских ВВС
и ПВО. Видимо, это первый успешный воздушный бой
на самолете с изменяемой стреловидностью крыла в
мире вообще. Его схема была размножена и
разослана во многие части ПВО для пере-нятия
эффективных тактических приемов при борьбе с
малоскоростными высокоманевренными целями.
70-е годы
для 17-й дивизии были омрачены, как минимум, тремя
тяжелыми летными происшествиями. 3 ноября 1975 г. в
районе поселка Бахарден разбились на МиГ-15УТИ
летчики 152-го полка к-ны Ро-манцев и Штракин. В 1979
г. во время учебного полета сорвало фонарь на Су-15
из 156-го ИАП, который пилотировал летчик Пак.
Самолет вошел в штопор и разбился, пилот погиб. В
том же году в 152-м ИАП из-за помпажа двигателя
МиГ-23М над аэродромом Ак-Тепе катапультировался
летчик Кожанов, а самолет упал в районе ВПП.
В марте
1980 г. 17-я дивизия была переформирована в 24-й ОК
ПВО, при этом ее два авиаполка переданы в состав
ВВС ТуркВО. В начале 1981 г., уже находясь в новом
подчинении, отличился командир эскадрильи 156-го
ИАП м-р Н. В. Рахи-мов, который на Су-15 сбил
очередной АДА. Летом того же года в полку
произошел последний перехват на этом типе
самолета. Заместитель командира эскадрильи к-н
Кондаков был поднят в воздух, после того как
наземные службы зафиксировали нарушение границы
иранским легкомоторным самолетом. Цель шла
низко, и хотя летчик опустился до 1500 м, обнаружить
ее так и не смог. Однако его истребитель с
подвешенными ракетами хорошо видели иранцы. Они
решили не испытывать судьбу и приземлились на
ближайшей автостраде. При расследовании
выяснилось, что два незадачливых "летуна",
управлявших одномоторным спортивным самолетом,
просто заблудились. Вскоре они вместе со своим
аппаратом были отпущены в Иран.
Для 156-го
полка переход под знамена ВВС вылился в
переучивание на Су-17МЗ, после чего он с июня 1981 г.
стал именоваться
истребительно-бомбардировочным (АПИБ). Жизнь
показала абсолютную непродуманность решения о
выведении истребительной авиации из состава 12-й
ОА ПВО (скажем, для выполнения функций
перехватчиков пришлось ставить на боевое
дежурство Су-17 156-го полка). Поэтому в феврале 1986 г.
в 24-й корпус ПВО вернули 152-й ИАП и включили
вооруженный МиГ-23М 179-й ГИАП, ранее входивший в
ВВС ТуркВО и базировавшийся на аэродроме
Небит-Даг. В 1988 г., в свете перестроечных веяний,
корпус был переформирован в дивизию, вновь
получившую свой 17-й номер. В нее дополнительно
включили 366-ю отдельную вертолетную эскадрилью,
вооруженную Ми-8 и Ми-24.
Заметный след в истории 152-го и 156-го полков
оставила война в Афганистане. 30 марта 1982 г. с
Ак-Тепе в Шинданд отправились два звена МиГ-23М во
главе с м-ром И. А. Предикером, которым предстояло
прикрывать крупную десантную операцию в районе
Рабати-Джали. Успешно выполнив поставленные
задачи, группа через месяц без потерь вернулась
на родную базу. В дальнейшем летчики 152-го ИАП
время от времени совершали боевые вылеты с
Ак-Тепе для нанесения ударов по целям на
территории ДРА. Как правило, на задание
отправлялась одна эскадрилья (10-12 самолетов).
Отработав по цели, садились в Шинданде, где
дозаправлялись и затем уходили в Союз, на
аэродром Мары-2, а уже оттуда возвращались в
Ак-Тепе. Таких вылетов было относительно немного
и обошлись они без потерь, да что там потери ? даже
ни одной пробоины в самолетах не отмечено. А вот
156-му АПИБ повезло гораздо меньше. Он воевал в
Афганистане с мая 1983 г. по октябрь 1984 г., потеряв
семь Су-17МЗ и двух летчиков.
В
последнее десятилетие существования СССР было
отмечено только одно серьезное нарушение
воздушной границы на рассматриваемом
направлении. Летом 1987 г. со стороны Ирана вторгся
неизвестный самолет и зашел на 40 км в глубь
советской территории. Цель поначалу
"отдали" ЗРВ, однако у ракетчиков произошел
какой-то сбой, и тогда с Ак-Тепе подняли в воздух
МиГ-23. Однако было потеряно 8 минут, и нарушителю
удалось удрать. В один из дней 1989 г. в
приграничной зоне, по иранскую сторону, появился
вертолет, поведение которого показалось весьма
неопределенным. На всякий случай комдив-17 п-к
Алтынбаев поднял на перехват МиГ-23 из 152-го полка,
пилотируемый подп-ком Осауленко. Вскоре летчик
обнаружил над горами в районе н. п. Фирюза
потенциального нарушителя и начал его
сопровождение. Некоторое время истребитель и
вертолет летели параллельно друг другу, каждый
по свою сторону границы. В конце концов Lсокол
Исламской революции¦ решил не рисковать и
отвернул в глубь своей территории.
В этот
же период произошел и весьма курьезный инцидент.
Как-то весной 1983 г. РТВ зафиксировали нарушение
границы со стороны Ирана. На перехват был поднят
Су-17 из 156-го АПИБ. Однако и с Ак-Тепе 152-й ИАП
отправил МиГ-23. В результате летчик МиГа принял
Су-17 за нарушителя, а летчик "сушки" -
наоборот. Оба доложили на свои КП, что видят
противника и атакуют его. Вскоре завязался
воздушный бой, а в это время нарушитель, которым
оказался Ту-22, залетевший по ошибке в иранское
воздушное пространство и возвращавшийся назад,
преспокойненько сел в Мары-2. На КП обоих полков
быстро разобрались, что происходит в воздухе, и
разняли драчунов, не доведя дела до стрельбы.
К
сожалению, не обошлось это десятилетие и без
серьезных летных происшествий.. Так, 24 июня 1981 г.
пилоты 152-го ИАП вновь отвели угрозу падения
самолета на Безмеин. В тот день у МиГ-23УБ, которым
управляли подп-к А. С. Мовчун и к-н А. X.
Худайназаров, при взлете отказал двигатель.
Летчики увели машину в сторону от жилых районов,
но сами из-за малой высоты спастись не смогли.
Посмертно они были награждены орденами Красной
Звезды, а на месте их гибели благодарные местные
жители установили обелиск. В 90-е гг. дважды в
серьезные ситуации попадал уже упоминавшийся
зам. командира той же части подп-к Н. Е. Осауленко.
В августе 1990 г. у его МиГа на высоте 2100 м произошло
самовыключение двигателя. Однако летчик не стал
катапультироваться и со второй попытки на высоте
всего 400 м смог запустить ТРД, после чего
благополучно приземлился на аэродроме. За
героизм, выдержку и спасение боевой машины
офицер был представлен к ордену Красного
Знамени, но... повторилась история со Шкиндером. В
марте 1993 г. на долю Осауленко выпало последнее ЛП
в полку. При заходе на посадку не вышла носовая
опора шасси. Летчик увел самолет подальше от
аэродрома, где выполнил каскад фигур высшего
пилотажа с большими перегрузками и заставил
таким образом переднюю "ногу" покинуть свою
нишу.
В 1990 г. с
базы хранения в Сары-Шагане (Казахстан) в Ак-Тепе
перебросили около 20 перехватчиков МиГ-25ПД, ранее
состоявших на вооружении расформированного в
том же году 378-го Трансильванского ИАП,
базировавшегося в Запорожье. Самолеты поступили
на оснащение двух эскадрилий 152-го ИАП.
В 1991
г. все летчики освоили дневные полеты, а 4-5
человек летали и в ночное время. Эскадрильи были
признаны боеготовыми и приступили к несению
боевого дежурства. Уже после распада СССР прошли
стрельбы: в 1992 г. летчик А. А. Сафонов первым в
полку сбил ракетой Р-40 самолет-мишень Ла-17.
В 1990
г. 156-й АПИБ получил новые МиГ-29, но продолжал
эксплуатировать некоторое количество Су-17. В
таком смешанном составе он и встретил декабрь 1991
г. До 1993 г. полк и другие части, о которых речь шла
в этой статье, входили в состав ВВС РФ. Затем они
разделили судьбу многих российских полков,
расположенных за пределами своей страны: сами
части были расформированы, российские авиаторы
убыли на родину, а вся авиатехника перешла
вооруженным силам государств, образовавшихся из
бывших советских республик. При этом
базировавшиеся в Ак-Тепе и Мары части стали
отдельными смешанными авиаполками нейтрального
Туркменистана. Они получили на вооружение
самолеты разных типов: МиГ-23, МиГ-25, МиГ-29 и Су-17.
Недавно там появились Су-25, четверка которых была
показана на параде в декабре 1999 г. Именно туда
прибывают служить молодые авиаторы туркменских
ВВС, недавно окончившие украинские авиационные
вузы.
|