Су-7 в индо-пакистанском
конфликте
Хотя
к началу 70-х Су-7 был стандартным
истребителем-бомбардировщиком 15 стран мира,
применять его в боевых действиях впервые
пришлось Индии в декабре 1971. Война началась
вечером 3 декабря с упреждающего удара
пакистанских ВВС. В последующие дни с 4 по 17
декабря на шесть эскадрилий Су-7 легла основная
нагрузка по воздушной поддержке наземных частей.
90 Су-7БМ и Су-7У были поставлены в Индию в 1968 году.
За время конфликта ими было произведено 1500
самолето-вылетов, включающих ударные и
разведывательные.
Первые вылеты были произведены уже 4 декабря. Су-7,
прикрываемые истребителями МиГ-21, нанесли удары
по авиабазам в Чандере (эск.№26), Шоркоте (эск.№32),
Пасруре (эск.№101) и Ризалвале (эск.№222). Каждый из
Су-7 нес две 500-кг бомбы М-62, которые, несмотря на
интенсивный зенитный огонь, должен был сбросить
на ВПП, подойдя на предельно малой высоте. Задача
была успешно выполнена, а бомбардировка авиабаз
в дальнейшем проводилась ночью
"Канберрами", а днем - "Хантерами".
Значительное количество пакистанских самолетов
было уничтожено на земле. Одна лишь эск.№32
уничтожила два B-57, один "Мираж-3" и два
"Сейбра". Затем Су-7 переключились на
противодействие наступающим бронетанковым
бригадам пакистанской армии, играя основную роль
в непосредственной воздушной поддержке.
Несмотря на то, что в таких задачах требуется не
только атаковать цель, но и обнаружить ее,
незначительная протяженность фронта - около 16 км
- сокращала время поиска целей до минимума.
Небольшое воздушное пространство в районе
боевых действий ограничивало применение
авиации. Так, Су-7 участвовали в налетах лишь
четверками, взлетая каждые полчаса, а в районе
цели каждый самолет находился около 10 минут.
Каждый пилот успевал за день совершить 6 вылетов,
а их эффективность была просто невероятной.
Эскадрилья №101, действовавшая на самом
напряженном участке, уничтожила 69 танков, 25
орудий и 57 грузовиков. Основным вооружением при
непосредственной поддержке стали 57-мм
неуправляемые ракеты.
Другие эскадрильи действовали не менее
эффективно, выполняя аналогичные задачи. При их
выполнении самолет неоднократно демонстрировал
высокую живучесть. В одном из вылетов Су-7 был
перехвачен пакистанским J-6 (МиГ-19) и подбит
"Сайдвиндером". Самолет потерял половину
стабилизатора, были серьезно повреждены рули
высоты, элероны и закрылки. Несмотря на это,
летчик сумел оторваться от преследования и
посадить самолет на своем аэродроме. Хвостовая
часть его самолета выставлена в музее индийских
ВВС в г.Палам. Подобные случаи были нередки и
пилоты отмечали хорошую управляемость Су-7
несмотря на полученные повреждения. Но Су-7 не
были просто воздушными мишенями! В одном из
разведывательных вылетов самолет был атакован
двумя J-6. Вместо того, чтобы спасаться бегством,
что вполне позволяла скорость, пилот развернулся
навстречу атакующим и сбил одного из них
пушечным огнем.
Альтернативным вариантом вооружения при
выполнении задач воздушной поддержки были 500-кг
бомбы. Бомбардировке подвергались не только
скопления танков и артиллерийские позиции, но и
коммуникации противника - мосты, железные дороги
и транспорт. В отдельные дни Су-7 удавалось
полностью парализовать движение.
Если
потери от вражеских истребителей - J-6 и
"Сейбров" были незначительны, так как в
большинстве случаев Су-7 избегали столкновения
за счет большей скорости, то от зенитного огня
убежать не удавалось. Основным зенитным
средством пакистанской армии были
многоствольные 37-мм пушки китайского
производства. Концентрированный огонь
стрелковым оружием также был опасен для довольно
крупного самолета, длительно находящегося в зоне
обстрела. Случалось, что самолеты возвращались
на базы изрешеченными, но их потери вполне
оправдываются серьезным уроном, нанесенным
противнику. Пакистанской стороной было заявлено
сбитие в воздушных боях и зенитным огнем 34 Су-7,
тогда как индийская сторона подтверждает лишь 16 -
и все от зенитных средств. Снижению потерь
способствовала выработка новой тактики
нанесения воздушных ударов с учетом опыта первых
дней боев.
В
результате военного конфликта 1971 года Су-7
снискали неоднозначую репутацию. В то время как
подтвердились небольшой радиус действия и
скромная, относительно размеров, боевая
нагрузка, на выполнение поставленных задач это
не повлияло. Из достоинств были отмечены
надежность и живучесть Су-7, высокая точность
наносимых ударов, минимальное наземное
обслуживание и время на подготовку самолета к
новому вылету.
|