МЯСИЩЕВ ВЛАДИМИР
МИХАЙЛОВИЧ
Советский
авиаконструктор, генерал-майор-инженер (1944),
Герой Соц. Труда (1957), доктор технических наук (1959),
заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1972).
После окончания МВТУ (1926) работал в КБ
А.Н.Туполева (в составе ЦАГИ), участвовал в
создании самолётов ТБ-1, ТБ-3, АНТ-20 "Максим
Горький". С 1934 начальник бригады
экспериментальных самолётов (КБ-6)
конструкторского отдела сектора опытного
строительства ЦАГИ, которой в 1936 г. создан
бомбардировщик-торпедоносец АНТ-41 (Т-1). В 1937-38
главный конструктор ОКБ завода №84 (г.Химки
Моск.обл.), созданном для переработки
документации для внедрения в серийное
производство лицензионного самолёта DC-3 (Ли-2).
Был необоснованно
репрессирован и в 1938-40 гг. находился в заключении,
работая при этом в ЦКБ-29 НКВД в спецотделе СТО-100
В. М. Петлякова (начальником бригады крыла). В
конце 1939г. Мясищев предложил проект дальнего
бомбардировщика "102" с герметичными
кабинами. Для его разработки в ЦКБ было создано
КБ, которое Мясищев возглавлял в 1940-43гг. В акте о
государственных испытаниях ДВБ-102 (дальний
высотный бомбардировщик) в 1942 г. отмечалось, что
ДВБ-102 явился первым отечественным
бомбардировщиком с герметичными кабинами,
обеспечивающими нормальные физиологические
условия для работы экипажа. Впервые в советском
авиастроении в конструкции бомбардировщика были
применены шасси с носовым колесом,
стрелково-пушечное вооружение с дистанционным
управлением, тонкое крыло с относительной
толщиной от 10 до 16% и встроенными
баками-кессонами. Створки бомбового люка длиной
5,7 м открывались внутрь. Максимальная бомбовая
нагрузка составляла 3 т. Лётные испытания
самолёта проводились до 1946.
После гибели
Петлякова, с 1943 Мясищев - главный конструктор и
руководитель опытно-конструкторских отделов на
заводе №22 в Казани по модификациям и серийному
производству пикирующего бомбардировщика Пе-2 и
на заводе №482 в Москве по доводке самолёта ДВБ-102.
В начале 1944 г. разработан дневной пикирующий
бомбардировшик Пе-2И со скоростью полёта,
превышающей скорость немецких истребителей,
способный нести в фюзеляже бомбу массой 1 т для
разрушения мощных оборонительных укреплений.
Пе-2И стал базовым для создания ряда опытных
самолётов бомбардировщиков Пе-2М, ДБ-108, дальнего
истребителя сопровождения ДИС.
В 1945 году у
Мясищева начинается изготовление макета РБ-17 -
четырехдвигательного бомбардировщика с ТРД
Jumo-004. Но в феврале 1946 ОКБ было расформировано, что
мотивировалось его "малой отдачей". Площади,
ресурсы и штаты ОКБ-482 переходят С.В.Ильюшину.
Наработки по РБ-17 позволили быстро создать
реактивный Ил-22.
В 1946-51 Мясищев -
заведует кафедрой проектирования самолётов,
декан самолётостроительного факультета МАИ. С 1947
- профессор. В начале 50-х Мясищев подал в
правительство предложение о создании
стратегического самолета с дальностью полета 11-12
тыс.км. И.В.Сталин принял это предложение и 24
марта 1951 решением правительства было воссоздано
Опытно-конструкторского бюро №23 главного
конструктора В.М.Мясищева. Самолёт, оснащенный
четырьмя ТРД и получивший обозначение М-4, был
спроектирован и построен всего через один год и 10
месяцев после оргaнизации ОКБ. На М-4 отработана
система дозаправки самолётов в воздухе
"штанга-конус".
Дальнейшим
развитием М-4 стал самолёт ЗМ реактивный
стратегический бомбардировщик с четырьмя ТРД.
Самолёт имел ту же схему, что и М-4, но была
улучшена аэродинамика. На самолётах М-4 и ЗМ
установлено 19 мировых рекордов.
С 1956 В.М.Мясищев
генеральный конструктор. В середине 50-х годов
перед ОКБ была поставлена задача создать
сверхзвуковой стратегический ракетоносец. Опыта
создания подобных самолетов не было и ОКБ под
руководством В.М. Мясищева разработано новые
методы проектирования. Выбранная компоновка -
длинный тонкий фюзеляж и тонкое треугольное
крыло с 4-мя ТРД - потребовала использования
нестандартных, оригинальных конструктивных
решений. Самолет, получивший название М-50,
совершил свой первый полет в 1959г.
Разрабатывалась и сверхзвуковая стратегическая
крылатая ракета М-40 "Буран" класса
"поверхность-поверхность". В развитие этого
проекта была создана крылатая ракета воздушного
базирования М-44, предназначенная для вооружения
сверхзвуковых ракетоносцев М-52 (РСС-52) и М-56. Для
скрытного маловысотного прорыва ПВО
разрабатывался стратегический сверхзуковой М-57.
Был и первый в СССР пассажирский вариант
сверхзвукового самолета - М-55. А проекты
бомбардировщиков с ЯСУ ("30", М-60) и поныне
малоизвестны.
В 1957-60 в КБ
Мясищева были разработаны также проекты первого
советского космоплана ВКА-23 (М-48). Но осенью 1960
ОКБ-23 было расформированно, а штат передан в ОКБ-52
В.Н.Челомея, работающее по ракетно-космической
тематике.
В 1960-67 Владимир
Михайлович в почетной "ссылке" - начальник
ЦАГИ. В ноябре 1966 вновь воссоздано ОКБ и Мясищев
стал генеральным конструктором
Экспериментального машиностроительного завода
(ЭМЗ) в г.Жуковском, образованного на территории
бывшей лётно-испытательной и доводочной базы
Опытно-конструкторского бюро N` 23. Здесь под его
руководством проводились экспериментальные
работы по увеличению дальности полёта самолётов
за счёт ламинаризации обтекания, по
использованию композиционных материалов, а
также проектировались стратегические
бомбардировщики М-18 и М-20.
В составе НПО
"Молния", в которое предприятие включено в
1976, на ЭМЗ разработаны кабина экипажа,
комплексная система аварийного покидания,
система обеспечения жизнедеятельности и
терморегулирования орбитального корабля
многоразового использования "Буран". На
лётно-испытательной базе ЭМЗ осуществлён (НПО
"Молния"- совместно с ЛИИ) комплекс
атмосферных лётных испытаний на аналоге корабля
"Буран".
Депутат ВС СССР в
1958-66. Ленинская премия (1957). Награждён 3 орденами
Ленина, орденами Октябрьской Революции, Суворова
2-й степ., Трудового Красного Знамени, Медалями. В
1981 имя Мясищева присвоено Экспериментальному
машиностроительному заводу.
|