ЛАВОЧКИН СЕМЕН
АЛЕКСАНДРОВИЧ
Советский
авиаконструктор, член-корр. АН СССР (1958),
генерал-майор инженерно-авиационной службы (1944),
дважды Герой Соц. Труда (1943, 1956). Окончил МВТУ (1927).
После защиты дипломного проекта Лавочкина
направили в КБ Ришара. Проработал он там недолго -
ушел вместе с заместителем Ришара, Лавилем, в БНК
(Бюро новых конструкций). После закрытия бюро
Семена Алексеевича перевели в ЦКБ, в бригаду
В.А.Чижевского. Еще через год он попал в КБ
Д.П.Григоровича, а потом его "сманил" к себе
Л.В.Курчевский, предложив вместе с С.Н.Люшиным
разработать пушечный истребитель - ЛЛ. Там
Лавочкина приметил Туполев и пригласил работать
в Главное управление авиационной промышленности
(ГУАП). С 1939 главный конструктор по
самолётостроению, с 1956 - генеральный конструктор.
В 1940 совместно с
М.И.Гудковым и В.П.Горбуновым представил на
испытания истребитель ЛаГГ-1(И-22), который после
доработок был запущен в серию под наименованием
ЛаГГ-3 (И-301). При их разработке Лавочкин впервые в
СССР широко использовал новый особо прочный
материал v дельта-древесину.
Переделка ЛаГГ под
более мощный двигатель Шаврова АШ-82 спасла
самолет от снятия с серийного производства. В
сентябре 1942 первые серийные Ла-5 были переброшены
в район Сталинграда. Дальнейшим развитием этого
самолета стали истребители Ла-5Ф, Ла-5ФН, Ла-7,
широко применявшиеся в годы Великой
Отечественной войны. Надёжный двигатель
воздушного охлаждения, имевший высокие
технические характеристики в широком диапазоне
высот полёта, обеспечивал также и надёжную
защиту лётчика в передней полусфере обстрела. На
истребителях конструкции Лавочкина И.Н.Кожедуб
сбил 62 фашистских самолёта.
Развитием Ла-7
стали фронтовой истребитель Ла-9 и
цельнометаллический истребитель сопровождения
Ла-11, выпускавшиеся во 2-й половине 40-х годов
большой серией.
Уже в июле-августе
1942 на ЛаГГ-3 пробуют устанавливать ПВРД
конструкции М.М.Бондарюка. В созданном в конце 1943
г. филиале КБ под руководством С.М.Алексеева на
Ла-7 и Ла-9 были испытаны различные хвостовые
ускорители: ЖРД РД-1Х3 В.П.Глушко, ПВРД
И.А.Меркулова и ПуВРД В.Н.Челомея. С 1944
проектируется первый в СССР истребитель с ТРД С-18
А.М.Люльки - Ла-ВРД.
В послевоенные
годы под руководством Лавочкина создан ряд
реактивных серийных и экспериментальных
истребителей, в т.ч. Ла-160 - первый отечественный
самолёт со стреловидным крылом и Ла-176, на котором
впервые в СССР 26 декабря 1948 была достигнута
скорость полёта, равная скорости звука.
Истребитель Ла-15, выпущенный малой серией (500
машин), стал последним серийным самолетом
Лавочкина.
Под руководством
Лавочкина был создан ряд образцов ракетной
техники. В сентябре 1950 рамках проекта
"Беркут" (ПВО Москвы) в ОКБ-301 начались работы
над зенитной ракетой В-300 ("205") для комплекса
"Беркут" средней дальности, и авиационной
Г-300 ("210") для Ту-4. Уже 25 июля 1951г. на
Государственном центральном полигоне,
расположенном невдалеке от Капустина Яра,
произвели первый пуск ракеты "205". А в
течение 1954-55 систему, переименованную в С-25,
приняли на вооружение и поставили на опытное
дежурство. В 1955 г. ОКБ С.Лавочкина приступило к
проектированию зенитной ракеты для системы
LДаль¦. Ей присвоили заводской индекс L400¦. В 1958-62
гг. она прошла испытания, но не была принята на
вооружение.
В 1954-56 гг. была
разработана и с 1957 по 1960 испытана сверхзвуковая
стратегическая крылатая ркета "Буря" (Ла-Х,
"изделие 350"). Это был первый в СССР аппарат,
способный к длительному полету в атмосфере со
скоростью М=3,1-3,2!
Но 9 июня 1960
С.А.Лавочкин скоропостижно скончался от
сердечного приступа на полигоне в Сары-Шагане,
где проходили испытания его ЗУР "400". После
выступления Н.С.Хрущева в декабре 1960 на Сессии
Верховного Совета о нецелесообразности развития
авиации, вышло Постановление ЦК КПСС и Совета
Министров СССР, которое прекращало все работы по
новым перспективным самолетам. В ОКБ Лавочкина
была закрыта работа над всепогодным
перехватчиком Ла-250 "Анаконда" и МКР
"Буря", а само КБ передавалось во вновь
образующееся Министерство общего
машиностроения.
Депутат ВС СССР с
1950. Государственные премии СССР (1941, 1943, 1946, 1948).
Награждён 3 орденами Ленина, орденами Красного
Знамени, Суворова 1-й и 2-й степ., медалями. Имя
Лавочкина носит НПО, образованное на базе ОКБ,
которым он руководил. Бронзовый бюст в Смоленске.
|