КАМОВ НИКОЛАЙ ИЛЬИЧ
Советский
авиаконструктор, доктор технических наук (1962),
Герой Соц. Труда (1972). После окончания Томского
технологического института (1923) работал на
авиационном заводе, затем в мастерских
"Добролёта". С 1928 в КБ Д.П. Григоровича;
принимал участие в разработке и испытаниях
самолёта-торпедоносца открытого моря (ТОМ-1).
Совместно с Н.К.Скржинским на общественных
началах (при Осоавиахиме) создал первый в СССР
винтокрылый ЛА - двухместный автожир КАСКР-1,
названный авторами "вертолётом". В 1930
разработана модификация КАСКР-2 с более мощным
двигателем. Ряд технических решений (например,
шарнирное крепление лопастей, смешанная
деревянно-металлическая конструкция лопасти с
трубчатым лонжероном), реализованных на автожире
КАСКР, впоследствии нашли широкое применение на
многих советских автожирах и вертолётах.
1932 Камов работал в
ЦАГИ, где возглавил конструкторскую бригаду,
создавшую боевой двухместный автожир А-7 (1934) для
корректировки артогня и разведки. С 1940 Камов v
главный конструктор и директор первого в СССР
завода по проектированию, изготовлению и ремонту
автожиров (просуществовал до 1943) . Была выпущена
войсковая серия автожиров А-7, использовавшихся в
начале ВОВ. В 1943-47 Камов снова в ЦАГИ, где под его
руководством создан одноместный вертолёт
соосной схемы Ка-8 с мотоциклетным двигателем
(1947). С 1948 г. Камов v главный конструктор
вертолётного КБ.
Под руководством
Камова разработана теория конструирования
вертолётов соосной схемы, созданы вертолёты
соосной схемы различного назначения (Ка-10, Ка-15,
Ка-15М, Ка-18, Ка-25, Ка-25К, Ка-26) и аэросани
"Север-2" и Ка-30. Камов - автор ЛА нового типа
винтокрыла Ка-22 (комбинация самолёта и
вертолёта), оригинальные системы управления
соосными винтами, конструкции цельнодеревянной
лопасти, конструкции и технологии изготовления
лопастей целиком из пластика. Государственная
премия СССР (1972). Награждён 2 орденами Ленина, 2
орденами Трудового Красного Знамени, медалями.
Имя Камова носит Ухтомский вертолётный завод.
|