ЯКОВЛЕВ АЛЕКСАНДР
СЕРГЕЕВИЧ
Советский
авиаконструктор, академик АН СССР (1976;
член-корреспондент 1943), генерал-полковник
авиации (1946), дважды Герой Социалистического
Труда (1940, 1957). В 20-е гг. Яковлев-один из
зачинателей советского авиамоделизма,
планеризма и спортивной авиации; в 1924 построил
планёр АВФ-10, отмеченный на всесоюзных
соревнованиях, в 1927-лёгкий самолёт АИР-1. С 1924
моторист, с 1927 слушатель Военно-воздушной
академии РККА им. проф. Н.Е. Жуковского (ныне ВВИА);
одновременно конструировал лёгкие самолёты. По
окончании академии (1931) инженер на авиационном
заводе, где в 1932 сформировал КБ лёгкой авиации.
С 1935 главный, в 1956-84
генеральный конструктор, в 1940-46 одновременно
заместитель наркома авиационной промышленности.
Под руководством Яковлева созданы многие широко
известные самолёты, в том числе массовые учебные
самолёты УТ-2 и УТ-1, бомбардировщик Як-4,
истребители Як-1, Як-7, Як-9, Як-3, которые составили
около 60% (свыше 36 тысяч экземпляров) построенных в
годы Великой Отечественной войны истребителей и
были в числе лучших самолётов своего класса.
Они отличались
оптимальным сочетанием скорости, вооружения и
манёвренности и сыграли большую роль в разгроме
немецко-фашистской авиации. Яковлев - один из
первых создателей реактивной авиации. В числе
конструкций, созданных Яковлевым, реактивные
истребители Як-15 (один из первых в СССР), Як-17, Як-23,
Як-25 (первый всепогодный перехватчик), Як-28
(первый советский сверхзвуковой фронтовой
бомбардировщик); первый советский самолёт
вертикального взлёта и посадки Як-36 и его боевой
палубный вариант Як-38; десантный планёр Як-14;
двухвинтовой вертолёт продольной схемы Як-24;
учебные самолёты Як-11, Як-18, Як-18Т и Як-52,
многоцелевой самолёт Як-12; спортивные самолёты
Як-18П, Як-18ПМ, Як-50, Як-55 (на которых советские
лётчики побеждали на чемпионатах мира и Европы
по высшему пилотажу); реактивные пассажирские
самолёты Як-40 и Як-42.
Под руководством
Яковлева создано более 100 серийных типов и
модификаций самолётов, достроенных в количестве
около 70 тысяч экземпляров. Яковлев создал свою
школу в самолётостроении, для которой характерна
высокая культура проектирования, стремление к
простоте конструктивного решения и широта
творческого диапазона - самолёты боевые,
пассажирские, лёгкие многоцелевые и
учебно-спортивные. На самолётах Яковлева
установлено 74 мировых рекорда. Депутат ВС СССР в
1946-89. Ленинская премия (1972), Государственная
премия СССР (1941, 1942, 1943, 1946, 1947, 1948,1977). Яковлеву
присуждена Золотая авиационная медаль ФАИ.
Награжден 10 орденами Ленина, орденом Октябрьской
Революции, 2 орденами Красного Знамени, орденами
Суворова 1-й и 2-й степ., 2 орденами Отечественной
войны 1-й степени, орденами Трудового Красного
Знамени, Красной Звезды, медалями, французскими
орденами Почётного легиона и Офицерского креста.
Имя Яковлева носит Московский
машиностроительный завод "Скорость"
Бронзовый бюст Яковлева установлен в городе
Москве.
|