БАРТИНИ РОБЕРТО
ЛЮДОГОВИЧ
Бартини
Роберто Людовигович (Роберто Орос ди Бартини) v
советский авиаконструктор, ученый. Родился в
Фиуме(Риека, Югославия). Окончил офицерскую (1916) и
летную (1921) школы, Миланский политехнический
институт (1922). С 1921 член итальянской
коммунистической партии (ИКП). После фашистского
переворота в Италии, в 1923 по решению ИКП был
направлен в Советский Союз для помощи молодой
республике в области авиации. Советская карьера
Бартини началась на Научно-опытном (ныне
Чкаловском) аэродроме, где он занимал должность
главного инженера и начальника отдела. В 1928 он
возглавил экспериментальную группу по
проектированию гидросамолетов. Здесь им был
предложен проект 40-тонного морского
бомбардировщика МТБ-2 и экспериментального
истребителя "Сталь-6". Но в 1930 его группа
вошла в состав ЦКБ, откуда Бартини был уволен.
В том же году
по рекомендации М.Н. Тухачевского он был назначен
главным конструктором ОКБ НИИ ГВФ. В 1933 году на
его самолете "Сталь-6" установлен мировой
рекорд скорости - 420 км/ч. На базе рекордной машины
был спроектирован истребитель "Сталь-8", но
проект закрыли в конце 1934 как не соответствующий
тематике гражданского института. Осенью 1935 был
создан 12-местный пассажирский самолет
"Сталь-7" с крылом Lобратная чайка¦.В 1936 году
он экспонировался на Международной выставке в
Париже, а в августе 1939 на нем был установлен
международный рекорд скорости на дистанции 5000 км
- 405 км/ч. В конце 1935 был построен дальний
арктический разведчик ДАР, который мог садиться
на лед и воду.
В 1937 году,
Роберт Людвигович был арестован. Ему было
предъявлено обвинение в связях с "врагом
народа" Тухачевским, а также в шпионаже а
пользу Муссолини (от которого он когда-то бежал !).
Его приговорили к 10 годам лагерей и пяти -
"поражения в правах". До 1947 он работал в
заключении, сначала в ЦКБ-29 НКВД, где в СТО-103
принял участие в проектировании Ту-2, а затем в
эвакуации в Сибири. Здесь в Омске в начале войны
было организовано специальное ОКБ Р.Л.Бартини,
разработавшее два проекта. "Р" -
сверхзвуковой одноместный истребитель типа
"летающее крыло" с крылом малого удлинения с
большой переменной по размаху стреловидностью
передней кромки, с двухкилевым вертикальным
оперением на концах крыла и комбинированной
жидкостно-прямоточной силовой установкой. Р-114 -
зенитный истребитель-перехватчик с четырьмя ЖРД
В.П.Глушко по 300 кгс тяги, со стреловидным крылом
(33 град. по передней кромке), имеющим управление
пограничным слоем для увеличения
аэродинамического качества крыла. Р-114 должен был
развивать невиданную для 1942 скорость М=2!
Но...осенью 1943 г. ОКБ было закрыто.
В 1944-1946
Р.Л.Бартини выполняет рабочее проектирование и
строительство транспортных самолетов. Т-107 (1945) с
двумя двигателями АШ-82 - пассажирский самолет -
среднеплан с двухэтажным герметизированным
фюзеляжем и трехкилевым оперением. Не строился,
поскольку уже был принят Ил-12. Т-108 (1945) - легкий
транспортный самолет с двумя дизелями по 340 л.с.,
двухбалочный высокоплан с грузовой кабиной и
неубираемым шасси. Также не строился.
Т-117-магистральный
транспортный самолет с двумя двигателями АШ-73 по
2300/2600 л.с. Схема - высокоплан с очень широким
фюзеляжем, поперечное сечение которого
образовано тремя пересекающимися окружностями.
Это был первый самолет, позволявший перевозить
танки и грузовики. Были также пассажирский и
санитарный варианты с герметическим фюзеляжем.
Проект самолета был готов уже осенью 1944, а весной
1946 представлен в МАП. После положительных
заключений ВВС и ГВФ, после ходатайств и писем
ряда выдающихся деятелей авиации (М. В. Хруничева,
Г. Ф. Байдукова, А. Д. Алексеева, И. П. Мазурука и др.)
был утвержден, и в июле 1946 была начата постройка
самолета на заводе им.Димитрова в Таганроге, где
вновь было организовано ОКБ-86 Бартини. В июне 1948
г. постройка почти готового (на 80 %) самолета была
прекращена, поскольку Сталин посчитал
использование двигателей АШ-73, необходимых для
стратегического Ту-4, непозволительной роскошью
и уже имелся самолет Ил-12.
Т-200 -
специальный тяжелый военно-транспортный и
десантный самолет, высокоплан с фюзеляжем
большой емкости, обводы которого образованы
крыльевым профилем, а задняя кромка, раскрываясь
вверх и вниз, между двумя хвостовыми балками,
образовывала проход шириной 5 м и высотой 3 м для
крупногабаритных грузов. Силовая установка -
комбинированная: два поршневых звездообразных
четырехрядных двигателя АШ по 2800 л.с. (будущих) и
два турбореактивных РД-45 по 2270 кгс тяги.
Предусматривалось управление пограничным слоем
крыла, хорда которого - 5,5 м (вариант Т-210). Проект
разрабатывался в 1947 г., был утвержден, и самолет в
том же году рекомендован к постройке, однако он
не строился из-за закрытия ОКБ. Впоследствии эти
наработки были использованы при создании
транспортных самолетов Антонова.
С 1948 года,
после освобождения, и по 1952 год Бартини работает
в ОКБ гидроавиации Г.Бериева. В 1952 г. Бартини был
откомандирован в Новосибирск и назначен
начальником отдела перспективных схем
Сибирского научно-исследовательского института
авиации им.С.А.Чаплыгина (СибНИА). Здесь
производились исследования по профилям, по
управлению пограничным слоем на дозвуковых и
сверхзвуковых скоростях, по теории пограничного
слоя, по регенерации пограничного слоя силовой
установкой самолета, сверхзвукового крыла с
самосбалансированием его при переходе на
сверхзвук. У крыла этого типа балансировка
достигалась без потерь в аэродинамическом
качестве. Будучи великолепным математиком,
Бартини буквально вычислил такое крыло без
особенно дорогих продувок и существенных затрат.
На основании этих исследований он создает проект
самолета Т-203. Проект Р.Л.Бартини, представленный
в 1955, планировал создание сверхзвуковой летающей
лодки-бомбардировщика А-55. Первоначально проект
был отклонен, т.к. заявленные характеристики
посчитали нереальными. Помогло обращение в
С.П.Королеву, который помог обосновать проект
экспериментально.
В 1956 Бартини
был реабилитирован, а в в апреле 1957 г.
откомандирован из СИБНИА в ОКБС МАП в Люберцах
(Подмосковье) для продолжения работы над
проектом А-57. Здесь в ОКБ П.В.Цыбина под
руководством Бартини до 1961 было разработано 5
проектов самолетов полетной массой от 30 до 320 т
разного назначения (проекты "Ф", "Р",
"Р-АЛ", "Е" и "А"). "Стратегические
треуголки" помимо прекрасных летных
характеристик, должны были оснащаться БРЭО,
бывшим по тем временам верхом совершенства.
Комиссия МАП, в работе которой приняли участие
представители ЦАГИ, ЦИАМ, НИИ-1, ОКБ-156
(А.Н.Туполева) и ОКБ-23 (В.М.Мясищева), дала
положительное заключение по проекту, однако
правительственное решение о постройке самолета
так и не было принято. В 1961 г. конструктором был
представлен проект сверхзвукового дальнего
разведчика с ядерной силовой установкой Р-57-АЛ -
развития А-57.
Именно в этот
период у Бартини рождается еще одна выдающаяся
идея: создание крупного самолета-амфибии
вертикального взлета и посадки, который позволил
бы охватить транспортными операциями большую
часть поверхности Земли, включая вечные льды и
пустыни, моря и океаны. Введутся работы по
использованию экранного эффекта для улучшения
взлетно-посадочных характеристик самолетов.
"Первой ласточкой" стал небольшой Бе-1,
прошедший летные испытания в 1961-63 гг.
В 1968
коллектив Р.Л.Бартини из Подмосковья переезжает
на завод им.Димитрова в КБ Г.М.Бериева (Таганрог),
специализировавшееся на гидросамолетах. Здесь в
соответствии с концепцией "безаэродромных
самолетов" в 1972 были построены два
противолодочных самолета ВВА-14 (М-62;
"Вертикально взлетающая амфибия"). В 1976 г.
один из этих аппаратов был преобразован в
экраноплан. Он получил обозначение 14М1П. Через
некоторое время после смерти Р.Л.Бартини в 1974 г.
работы над этими летательными аппаратами были
прекращены под давлением ТАНТК (КБ им.Бериева),
работавшего над летающими лодками А-40 и А-42. Всего
же на счету Роберта Бартини более 60 законченных
проектов самолетов. Награждён орденом Ленина(1967).
14 мая 1997, в день 100-летия со дня рождения, в фойе
ОКБ ТАНТК им.Бериева появилась мемориальная
доска Р.Л.Бартини.
|